Говард Филлипс Лавкрафт — отец хорроров

20 августа 2018
7160

Трудно представить современную мистику, да и литературу в целом, без творчества Говарда Филлипса Лавкрафта — одного из основателей жанра хорроров наряду с Эдгаром Алланом По. Он поднял литературу ужаса на новую ступень и создал мир, полный немыслимых монстров — как из мрачных глубин далекого космоса, так и существ, спящих рядом с нами. В своих произведениях Лавкрафт выстроил целый пантеон богов и чудищ «Мифы Ктулху», который впоследствии не раз вдохновляли других авторов, в том числе Стивена Кинга и Нила Геймана.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в Провиденсе. Отца он потерял через три года — тот заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в больницу. Любовь к чтению юному Говарду прививали дедушка с бабушкой. Они были знатными книгочеями и держали в доме большую библиотеку. Пока первый заставлял Лавкрафта читать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера и «Сказки 1001 ночи», рассказы Эдгара По и романы Герберта Уэллса, бабушка читала ему готические европейские сказки без цензуры.

Едва научившись ходить, Говард уже взялся сочинять стихи и потянулся к литературе. Он мог часами засиживаться в дедушкиной библиотеке, зачитываться книгами, в которых поначалу мало что понимал. Примерно в том же возрасте будущий автор хорроров взялся за перо.

В детстве Лавкрафт постоянно болел, и потому получал домашнее образование. Некоторое время он проучился и в школе, но после смерти деда семья лишилась основного источника дохода. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании, чего стыдился всю жизнь.

Тяга к творчеству у Лавкрафта во многом обуславливалась ночными ужасами. Первые серьезные произведения — в основном рассказы — были им написаны под заметным влиянием По, Уэллса, Дойля, Дансени. Но уже тогда начали появляться зачатки мифологии, упоминания о «Некрономиконе» (энциклопедия магических ритуалов из вселенной мифов Ктулху, которая впервые встречается в рассказе «Пес») и развитие ключевых для творчества Говарда тем.

Вселенная Лавкрафта — понятие весьма относительное. Для самого создателя четкой мифологической картины его выдуманного мира не существовало — «Мифы Ктулху» полны хаоса и неизвестности. Однако после смерти Говарда его близкий товарищ Август Дерлет систематизировал и упорядочил лавкрафтовские мифы, порой внося в них собственные доработки, «сглаживающие» картину мира. Работа была колоссальной — например, отрывки из «Некрономикона» были раскиданы по повестям и рассказам Лавкрафта, а Дерлет собрал их в единую «Книгу мертвых».

Писатель много путешествовал, любил мороженое и кошек. Его единственный брак продлился несколько лет — Лавкрафт состоял в отношениях с украинской еврейкой Соней Грин, а творчество не принесло прижизненной славы и состояния. Современники говорили, что Говард Филлипс Лавкрафт был человеком добрым и отзывчивым. Он умел сопереживать — и особенно тяжело воспринял самоубийство коллеги Роберта Говарда. Сам Лавкрафт пережил коллегу всего на девять месяцев и умер от рака кишечника.

Настоящее признание пришло к Лавкрафту уже после смерти. Его «Мифы Ктулху» оказали огромное влияние на формирование современной массовой культуры. Произведения Говарда Лавкрафта вдохновили (и продолжают вдохновлять) множество авторов на создание замечательных и зловещих книг, игр и фильмов. В своем творчестве Говард совмещал научную фантастику и готический ужас. Он нагнетал особую атмосферу напряжения и мастерски вселял ужас в сердца читателей, пугая их неизведанным.

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
2
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие новости в рубрике «Авторы»

У Кэмерона Джонстона выйдет две новых книги

У Кэмерона Джонстона выйдет две новых книги

02.06.2023

Контакт на них заключило издательство Angry Robot

Видеообращение Замиля Ахтара к русским читателям

Видеообращение Замиля Ахтара к русским читателям

27.04.2023

В честь выхода на русском языке его романа «Стальные боги»

Интервью с Ричардом Суоном

Интервью с Ричардом Суоном

16.12.2022

Немного о вдохновении, романе «Правосудие королей» и том, как личный опыт влияет на написание книги