Интересные факты из биографии Лема «Жизнь на другой Земле»

24 июля 2019
4591

В этом месяце мы выпустили подробную биографию Станислава Лема, авторе «Соляриса», «Кибериады», «Эдема», «Магелланова облака» и других знаменитых фантастических произведений. Пользуясь ранее неопубликованными источниками, Войцех Орлинский раскрывает большие и маленькие секреты жизни писателя.

В честь выхода книги мы решили рассказать о нескольких интересных фактов из жизни Станислава Лема.

  • Однажды он услышал от отца сплетню, что какой-то родственник опозорил его семью и был вынужден эмигрировать в США. Оттуда Станислав Лем всегда ждал телеграмму про щедрое американское наследство и надоедал этим своей жене или ближайшему окружению, самокритично признавая, что «это было почти наваждением».

  • У Станислава Лема вышла серьезная ссора с Андреем Тарковским, который снимал экранизацию «Соляриса». Писатель полтора месяца находился в Москве, обсуждая будущий фильм, и в итоге разругался с Тарковским — их взгляды не сошлись. Впрочем, фильм все равно получился культовым и, пожалуй, самой известной в России адаптацией книг Лема.

  • Когда началась Вторая Мировая война, Лем учился во Львовском университете. У его семьи имелись еврейские корни, но их удалось скрыть с помощью поддельных документов. Но все его родственники, находившиеся тогда в Польше, погибли. Сам он тоже успел побывать на грани смерти, находясь в группе пленных евреев. По приказу они выносили трупы из тюрьмы и в любой момент могли стать следующими жертвами, но Лем уцелел. Эти события нашли отражение в повести «Глас Господа», однако в реальной жизни не рассказывал о пережитом даже самым близким людям. Вероятно, «Глас Господа» — самая автобиографическая история, написанная автором.

  • У Лема были сложные отношения с западной научной фантастикой. Он критиковал большинство книг, что выпускали его современники, и говорил, что зачастую «не смог пробраться дальше 10-15 страниц». Одним из редких исключений был Филип Дик, к творчеству которого он относился с большим уважением: «Science fiction — это макулатура, за некоторым исключением, и Дик — одно из таких исключений».

  • Несмотря на отношения поляка к западной НФ, творчество самого Лема в англоязычном мире успели оценить по достоинству. Ему предложили членство в американской организации писателей-фантастов SFWA, и он состоял в ней некоторое время.

  • Станислав Лем считал «Убик» Филипа Дика величайшей книгой автора. Он предлагал Дику издать ее в Польше, но вставал вопрос с гонораром: по законам того времени сам Лем не мог выплатить сумму в долларах, поэтому Дик должен был приехать в Польшу и получить гонорар в местной валюте. Обычно, когда так делали писатели, то тратили чужую валюту «сразу на месте». Филипу Дику это могло бы дать возможностью расплатиться с кредиторами, будь гонорар в долларах. В итоге издание «Убика» не состоялось — Дик, будучи параноиком и сумасбродом, написал на Лема доносы и обвинил его в попытке обманом заманить его в Польшу, чтобы там арестовать. В доносах он писал, что Лем, является целым комитетом, созданным КГБ «для захвата монопольной властной позиции для манипуляции общественным мнением посредством критических и педагогических публикаций». Лем позже прокомментировал это, предположив, что Дик принял большую дозу веществ, когда писал доносы. Ну а автор «Убика», в свою очередь, объявил всем, что Лем его обокрал, за что поляка исключили из SFWA, поверив Дику.

***

Про эти и многие другие факты из жизни Лема рассказывает Войцех Орлинский в своей книге.

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие новости в рубрике «Авторы»

У Кэмерона Джонстона выйдет две новых книги

У Кэмерона Джонстона выйдет две новых книги

02.06.2023

Контакт на них заключило издательство Angry Robot

Видеообращение Замиля Ахтара к русским читателям

Видеообращение Замиля Ахтара к русским читателям

27.04.2023

В честь выхода на русском языке его романа «Стальные боги»

Интервью с Ричардом Суоном

Интервью с Ричардом Суоном

16.12.2022

Немного о вдохновении, романе «Правосудие королей» и том, как личный опыт влияет на написание книги