31 июля 2017
46522

Дирк Джентли. Гениальный сыщик или шарлатан, который шатается по городу в поисках приключений? Если его специализация — поиски домашних котов и запутанные бракоразводные процессы — то почему в его делах фигурируют пришельцы, путешественники во времени и привидения? Кто он и откуда взялся?

Книги Дугласа Адамса, 1987–1988

Имя Дугласа Адамса чаще вспоминают в связи с серией романов «Автостопом по Галактике» — они хоть и значительная, но все-таки только часть его карьеры. Он был музыкантом и выступал на одной сцене с Pink Floyd, писал сценарии для игр, радиопьесы (одна из них и превратилась в «Автостопом по Галактике»), и был сценаристом нескольких серий «Доктора Кто». Однако из-за забастовки работников BBC последняя, а вместе с тем самая продолжительная история Адамса в 6 эпизодов так и не была экранизирована. Материал отправился «в стол», чтобы через несколько лет в переработанном виде превратиться в роман уже без Доктора Кто в главной роли. Нужен был новый герой — так и родился Дирк Джентли.

Слегка полноватый, в коричневом костюме и экстравагантной бордовой шляпе, столь ленивый, сколько и хитрый, способный уболтать кого угодно. Он руководит собственным холистическим детективным агентством.

Что такое «холистический»? Мистеру Джентли этот вопрос задает практически каждый нормальный персонаж, и получает ответ, что с точки зрения холизма все вещи во Вселенной связаны, а случайности не случайны. Путешествуя по таким космическим ниточкам, игнорируя мелочи вроде улик и свидетельских показаний, можно раскрыть любое дело. Даже самое абсурдное, решение которого лежит вне плоскости рационального и обыденного.

Именно таким оказывается дело об убийстве бизнесмена и мецената Гордона Уэя из первой книги «Детективное агентство Дирка Джентли». Главный подозреваемый, а вместе с тем клиент детектива Джентли, — Ричард МакДафф, талантливый программист и бывший университетский приятель героя. С такой завязкой логично ожидать классический английский детектив, но все-таки это книга Дугласа Адамса.

Его текст ироничен и наполнен тонким британским юмором. Дела у агентства идут не очень, детектив постоянно вступает в словесные дуэли со своей секретаршей относительно невыплаченной зарплаты. «Вот вам чек, хотя нет, я заберу его назад, вдруг он попадет в неправильные руки», — прибегает к уловкам Дирк; «У себя ли мистер Джентли? Не могу знать, ведь я уволилась и меня здесь нет», — куксится секретарь в приемной, делая себе маникюр.

Или долгое описание Кембриджского университета с его традициями, архаичным профессорским составом и таким же внутренним убранством общежитий. Адамс может в подробностях описывать трещинки на полу ванной комнаты, стопку ветхих махровых полотенец и потом, как бы вскользь, заметить, что посреди комнаты стоит конь.

Что до расследования убийства, тут «Дирк Джентли» напоминает о том, что его корни — из истории о «Докторе Кто». В деле оказываются замешаны призраки, инопланетяне, машина времени. И как утверждает холистика: все это — даже конь, Кембридж и любовный треугольник, в который втянут МакДафф, — взаимосвязано.

Британский сериал, 2010–2012

Идея экранизировать книги Адамса пришла все тем же BBC, благодаря которым и началась история Дирка Джентли. Как говорили сами создатели, денег, выделенных на сериал, ни при каком раскладе не хватило бы на полноценную экранизацию произведений со всеми путешествиями во времени, инопланетянами и прочей фантастикой. Поэтому сюжет первоисточника был значительно переработан — так, история об убийстве Гордона Уэя легла в основу первой серии. Количество персонажей и сюжетных линий было сокращено, но главное — создатели смогли ухватить дух книг.

Дирк точно так же препирается со своей секретаршей, водит странный автомобиль, пришедший прямиком из 70-х, и с совершенно необъяснимым восхищением относится к своим преподавателям из Кембриджа, откуда его исключили якобы за махинации на экзаменах.

Фактически авторы сериала взяли классический британский детектив и вывернули его наизнанку, создав чуть ли не пародию на знаменитого «Шерлока», который выходил в одно время с «Дирком Джентли». Из исполнителей главных ролей Стивена Мэнгэна (Дирк) и Даррена Бойда (МакДафф) получился прекрасный дуэт. Бойд, который на порядок выше и внушительнее Мэнгэна, уже не похож на классического «помощника главного героя», каким был, например, Ватсон. Наоборот, он выглядит островком адекватности и профессионализма на фоне холистических странствий Дирка: носит строгое пальто, делает заметки, пытается сочувствовать клиентам.

Мэнган же прекрасно справляется с главной ролью. На первый взгляд, сдержанный и серьезный — тот ли этот Дирк Джентли? Кучерявая прическа, мимика и некоторые повадки очень скоро выдают в нем знакомого всем чудака. То есть холистического детектива, который находит зацепки, с огнем в глазах начинает путешествие по лабиринту взаимосвязей и вероятностей, а по пути отсыпает колкие и витиеватые комментарии обо всем происходящем. А как только разгадка найдена, он проворачивает любимый ход Шерлока Холмса — просит помощника сделать что-то из ряда вон выходящее и с видом победителя объясняет, как это помогло завершить расследование.

Дела, которые придумали авторы, ничуть не уступают фантазии Дугласа Адамса: искусственные интеллекты, серийные убийцы, путешествия во времени. Поэтому вдвойне жаль, что сериал продержался всего один сезон, то есть четыре часовые серии. Возможно, виной тому конкуренция с «Шерлоком». Так или иначе, британский Дирк уступил дорогу американскому.

Американский сериал, 2016-…

При жизни Адамс успел написать только два романа о Дирке Джентли. Третий, «Лосось сомнений», остался незаконченным и сохранился в виде черновиков. В нем герою предстояло отправиться в Америку. Сценаристы, зацепившись за эту деталь, продолжили историю книг и представили миру совершенно новую версию героя.

В исполнении Сэмюэла Барнетта Дирк вышел энергичным, подтянутым и с постоянной улыбкой на лице. Свой классический коричневый костюм он сменил на яркую желтую куртку, от кучерявой копны волос не осталось и следа, а вместо машины-развалюхи герой перемещается на голубом «Корветте».

В напарники он берет Фродо Бэггинса. То есть Элайджу Вуда. То есть простого парня Тодда, который едва сводит концы с концами, работая коридорным в отеле. По стечению обстоятельств, именно там убивают промышленника Патрика Спрингса. В его номере обнаруживают гигантские следы зубов, трупы культистов и черного котенка. Решение этой загадки лежит где-то за гранью реальности и явно понравится фанатам Доктора Кто.

Пока британский сериал делал упор на диалоги, его американский собрат добавил экшен-сцен, избавился от провисаний по динамике и стал ближе к приключенческим фильмам, чем к детективам. Выясняется, что Дирк долгое время находился под присмотром ЦРУ, которое отслеживает людей с экстрасенсорными способностями и теперь хотят «закрыть» проект. С другой стороны, за героями охотятся те самые культисты, от них тоже придется побегать. И, наконец, цепь таинственных лабиринтов и испытаний, через которые нужно пройти, чтобы решить дело.

Выбрав формат «Один сезон — одно дело», авторы получили большую свободу для раскрытия и развития персонажей. Тодд, в чью жизнь совершенно внезапно врывается детектив, проходит стадии от отвращения до крепкой дружбы. Дирк, на которого поначалу смотришь как на вечно улыбающегося дурака, раскрывается по-новому: его дар к холистическому мышлению — еще и великая миссия, ведь «Если я не раскрою эти дела — никто не раскроет».

Свою минуту славы получили и второстепенные персонажи, которые всегда были «одноразовыми» в рамках каждого дела. Чего стоит одна Аманда, сестра Тодда. Она страдает от редкого заболевания, практически не выходит на улицу, а единственное утешение — поиграть в гараже на барабанах с братом. Когда в ее жизни появляются четверо панков на разрисованном фургоне (помните, все взаимосвязано!), для Аманды все кардинально меняется. Или же холистический убийца, «доктор Мориарти» — интересный концепт, которого не было в книгах.

На данный момент сериал продолжается, и в октябре должен выйти второй сезон.

Комиксы, 2016-…

Параллельно с выходом американской экранизации Дирк Джентли пришел в комиксы. Их действие происходит после книг Адамса, но до того, как герой уехал в Америку. Он снова носит свой классический костюм, экстравагантную прическу и по-прежнему берется за самые неочевидные дела.

Так, например, в истории «Слишком короткая ложка» герою предстоит разобраться со странными похитителями голосов, отправиться к африканскому племени, на землях которого действуют браконьеры, а вместо ушедшего на покой МакДаффа взять в напарники одну из местных жительниц.

Что сразу бросается в глаза — множество внутренних монологов героя. До этого мы могли лишь наблюдать за Дирком, не имея возможности заглянуть внутрь его головы, понять, как мыслит холистический детектив. Отдельные эпизоды посвящены его прошлому: детству, университетским годам, участию в секретной правительственной программе, которая упоминалась в сериале.

Эта часть истории еще и прекрасно стилизована под старые комиксы: пожелтевшие страницы, тусклая краска, упрощенный рисунок — авторы явно отрабатывают выбранный формат.

На страницах то и дело появляются знакомые персонажи, места или упоминания уже известных событий. С другой стороны, выстраивается история Дирка, про которого до этого было известно только то, что «он приехал из Румынии». Сюжет, который публикуется на западе прямо сейчас по-своему адаптирует «Лосось сомнений» и заканчивает третью книгу о Дирке Джентли.

В этом и заключается главная ценность этих комиксов — они наводят мосты между материалом Дугласа Адамса и современной экранизацией, заполняя пробелы. Но и как самостоятельные истории комиксы про Дирка Джентли остаются хорошими произведениями, ведь они сохраняют юмор и настроение оригинала. Это очередное произведение «по мотивам», поэтому не пропустите важную часть Вселенной. Тем более, первый том «Слишком короткая ложка» выходит на русском языке, а второй — «Взаимосвязь всех королей» — уже находится в работе.

Истории о Дирке Джентли существуют уже на протяжении тридцати лет. Какие из них лучше? Благодаря книгам мир впервые узнал о холистическом сыщике. Британский сериал по-своему трактовал классический английский детектив. Американская экранизация сделала упор на динамичность сюжета. Комиксы проливают свет на прошлое персонажа.

Каждое произведение, будучи непохожим на остальные, показывает Дирка Джентли со своей стороны. Так что выбор за вами. Но помните: все взаимосвязано.


Купить книгу по предзаказу
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
3
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Аудиокниги мая

Аудиокниги мая

07.06.2023 16:00:00

Что послушать из новенького

Какие книги ждать летом

Какие книги ждать летом

02.06.2023 12:00:00

Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом

Главные книги весны

Главные книги весны

30.05.2023 10:10:00

Подводим итоги весны, прежде чем окунуться в лето