Что такое историческое фэнтези

03 декабря 2021
3413

Часто можно услышать, как ту или иную книгу относят к «историческому фэнтези». Сразу представляется что-то такое суровое, военное или наоборот, кружевное и со шпагами. На самом деле часто под этими словами подразумевают два направления, объединенных любовью к истории, но все-таки разных. Давайте посмотрим.

Решив обратиться в своем фэнтезийном произведении к историческим событиям, автор может пойти следующим путем: взять реальное прошлое, но добавить в него некое фантастическое допущение (магию, драконов и тому подобное). Хорошим примером такого подхода служит цикл «Я, инквизитор» польского писателя Яцека Пекары. Эти книги рассказывают про работу инквизитора Мордимера Маддердина, и дел у него в самом деле невпроворот: в этой вселенной и магия, и колдуны вполне реальны. В жестоких трудах инквизиторам помогает тот факт, что сам Господь, сойдя с креста, не выбрал путь всепрощения и любви, а покарал обидчиков и завещал потомкам то же самое.

Слуга Божий

Другой яркий пример — «Дракон не дремлет» Джона Форда, где имеется, например, герцог Галеаццо Мария Сфорца, вполне реальная историческая личность, вот только вампир. А одним из главных героев выступает валлийский маг — персонаж уже полностью вымышленный, конечно. А если обратиться к азиатскому сеттингу, можем привести в пример роман «Та, которая стала солнцем» («She Who Became the Sun») Паркер-Чан, где рассказывается о китайской девушке, которая после смерти брата «похищает его судьбу» и устремляется к предначертанному ему величию.

Но существует и другой подход, когда автор с самого начала описывает совершенно иной мир, живущий по иным законам и не имеющий никакого отношения к нашей Земле. Вот только там и тут в названиях стран и городов, в именах героев и событиях сквозят намеки на знакомые нам места и реалии. Такой подход, стоит признать, очень облегчает знакомство с миром, позволяя читателю пройтись по цепочке привычных стереотипов и ассоциаций и уловить нужный образ без долгих дополнительных объяснений.

Зачастую в таких книгах не слишком много магии и сверхъестественного: это древние легенды, преданья старины глубокой, в которые уже никто и не верит на момент действия романа. Конечно, потом что-то из этих сказок окажется правдой, и неверующие еще могут горько пожалеть о своих сомнениях, но сначала все именно так. Такие романы часто сосредоточены на персонажах, политических и военных интригах, а не на швырянии огненными шарами.

Говоря о таком псевдоисторическом антураже, нельзя обойти вниманием Гая Гэвриэла Кея, который сделал этот подход основой всей своей писательской работы. Писатель обращается к интересным для себя событиям земной истории, но переносит их в свои миры, что дает ему больший простор для творчества и фантазии, чем, если бы он писал исторические романы.

Тигана

Хорошей иллюстрацией служит и цикл «Отблески Этерны» Веры Камши. Хоть Кэртиана — это не Земля, но параллели с нашим миром тут есть. Разудалая гордая Кэнналоа родственна Испании, святой город Агарис вызывает ассоциации с Римом, а Сагранна напоминает Кавказ. Прямых прообразов у героев и событий цикла среди исторических деятелей нет, но описывая сражения или поединки писательница делает это предельно убедительно и достоверно — в соответствии с реалиями эпохи, которой вдохновляется.

А Джордж Мартин никогда не скрывал, что при написании «Песни Льда и Огня» вдохновлялся Войной Роз. В его книгах с ней можно найти немало параллелей, а также провести параллели между его героями и историческими фигурами. Впрочем, отталкиваясь от английского династического конфликта, Мартин выстроил уже собственные политические интриги и войны, а в их центр поместил оригинальных персонажей.

А если обращаться к Азии, то существует «Опиумная война» Ребекки Куанг. В центре повествования — Рин, девушка из простой семьи, которая своим умом заслужила право на обучение в самом престижном учебном заведении страны. Но это привело ее в центр разразившейся войны, где ей придется самой принимать такие решения, которые никому не принесут блага. Это довольно жесткая книга, но подробности не чрезмерны: при работе Куанг обращалась к истории Китая — прежде всего конфликту с Японией в середине XX века и гражданской войне внутри самой Поднебесной — а там хватает ужасов, чтобы не придумывать их с нуля.

Опиумная война

Помимо очевидных достоинств исторического фэнтези, следует отметить еще один важный момент: очень часто такие книги способны увлечь читателя и призвать его изучить ту эпоху, на которой основан роман. И если о западноевропейских делах российский читатель обычно имеет представление, то в случае с Китаем, как, например, в книгах Куанг, Паркер-Чан или некоторых романах Кея, появляется возможность погрузиться в малознакомую культуру и историю.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Аудиокниги мая

Аудиокниги мая

07.06.2023 16:00:00

Что послушать из новенького

Какие книги ждать летом

Какие книги ждать летом

02.06.2023 12:00:00

Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом

Главные книги весны

Главные книги весны

30.05.2023 10:10:00

Подводим итоги весны, прежде чем окунуться в лето