«Двойной эффект» — оптимистичный киберпанк о телепортации и нашем будущем

18:00 18 Июля 2019
469

Почти у каждого направления фантастики есть свои законодатели мод и основоположники. Говорим о роботах — вспоминаем Айзека Азимова с его «тремя законами робототехники». Путешествия во времени отсылают нас к «Машине времени» Герберта Уэллса. Антиутопии — к «Мы» Евгения Замятина и «1981» Джорджа Оруэлла. Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга знают как основателей киберпанка, а Кима Стэнли Робинсона — эксперта по колонизации других планет.

О телепортации активно начали писать еще в начале XX века, но практически всегда сам механизм работы такой технологии оставался за рамками историй. Телепортаторы воспринимались как данность и одна из реалий будущего, но научного обоснования для них обычно не прописывали. И уж тем более почти никто не ставил целью написать историю зарождения телепортов и их плавное внедрение в мир. До тех пор, пока не появился «Двойной эффект» Таля М. Кляйна. 

«Я не смог найти ни одной истории о становлении технологии телепортации. Зато нашел множество литературных примеров того, как люди изучали разные точки зрения на телепортацию и дупликацию… но никто не рассказывает, как все началось».

Таль М. Кляйн

Автор изобразил середину 22-го века. После большой войны власть государств стала номинальной и перешла в руки корпораций. Небо бороздят дроны, перевозящие людей и грузы. Здоровье людей поддерживают наниты — они же часто используются в системах охраны или наблюдения. Специально выведенные комары очищают воздух, автомобили с внедренными ИИ сами довезут вас в место назначения, принтеры печатают одежду и еду, а телепортация — самый безопасный вид транспорта (по уверениям представителей корпорации «Международный транспорт»).

«Потребовалось время, чтобы развить такую вычислительную мощность, которая позволяла бы правильно рассчитать будущую молекулярную структуру столь сложного объекта, как бигмак. Но к 2106 году мы этого добились. Способность сканировать и воспроизводить сложные объекты в нужном масштабе стала способом снижения цены, ориентированном на потребителя дизайне и производстве. И привело к началу так называемого Квантового века. Новой эры эволюции человека, символом которой стал двойной чизбургер».

«Двойной эффект»

Мир будущего, описанный Кляйном — пожалуй, первое, что подкупает в книге. Недаром студия Lionsgate, приобретая права на экранизацию, дала проекту название «Будущее» и посоветовала автору продолжить писать истории по этому миру. 

В 22 веке искусственный интеллект сам нанимает людей, чтобы те обучали машин вести себя более человечно. Такая профессия называется «засольщик», и герой книги Джоэль занимается именно этим. Чтобы провоцировать у ИИ рождение новых семантических связей, приходится много шутить, иронизировать, вводить их в ступор. Тем самым автор убивает сразу двух зайцев: в увлекательной форме неоднократно показывает работу «засольщика» и в то же время есть объяснение, почему Джоэль настолько хитер и остроумен.

Его жена Сильвия работает над секретным проектом в «Международном транспорте». И когда ее муж оказывается в эпицентре теракта, направленного против телепортации, она незаконно пользуется новой технологией, чтобы спасти супруга. С этого момента начинается череда опасностей, интриг и приключений, через которые проходят герои.

По сюжету «Двойной эффект» — первоклассный остросюжетный триллер. Кляйн удачно сочетает напряженное повествование с неторопливыми диалогами и научными сносками — на выходе получается, что роман может похвастаться и динамикой истории, и погружением в будущее, детали которого зачастую требуют объяснения.

На протяжении всей книги автор пользуется тем же правилом, что и Джоэль: «Не усложняй». Он отводит научным описаниям ровно столько, сколько того требует сюжет, хотя при желании можно было бы гораздо подробнее разобрать многие упомянутые технологии. Тем удивительнее, что «Двойной эффект» не перестает быть научной фантастикой — будь то наниты, телепортация или работа ИИ, автор в емкой форме убедительно обосновывает принцип работы.

Роман Кляйна можно было бы назвать классическим киберпанком, но вот незадача: несмотря на некоторые ужасные происшествия, тему борьбы маленького человека против большой холодной Системы, религиозные конфликты или гонку корпораций, 22-ой век по версии Кляйна получился весьма оптимистичным. Если же к этому прибавить ироничный стиль повествования в духе Дугласа Адамса, то становится понятно, почему президент Warner Brothers пророчит книге — и ее экранизации — повторение успеха «Первому игроку приготовиться». Яркий многогранный мир, авантюрный сюжет и харизматичный герой — вот козыри истории.

Интересно, что в «Двойном эффекте» до последнего нет явных антагонистов. Босс Сильвии, Уильям Таравал, поначалу желает разумным способом уладить конфликт, не поднимая шума. У религиозных геенномитов оказывается своя правда — они знают, что кроется за телепортацией и какими безграничными возможностями это наделяет корпорацию, которая ее внедрила. Левантийская разведка тоже считает, что «Международный транспорт» не только сможет стать монополистом, но и принести большой вред всему миру.

Таким образом, в «Двойном эффекте» нет ни одного карикатурного злодея — разве что в финальных главах появляется явный антагонист. Но и его философию можно понять.

Но что по-настоящему впечатляет в романе, так это размышления на тему дупликации. Не секрет, в большинстве случаев фантасты изображали телепортацию способом «создание копии — удаление оригинала». Но что на самом деле означает этот процесс? Каково это — получить в ходе ошибки своего клона? И что, если каждый из вас считает оригиналом только себя? Подобные вопросы рассматривались в «Темной материи» Блейка Крауча и романе «Все наши ложные сегодня» Элана Мэстая, но «Двойной эффект» на порядок глубже исследует тему идентификации и оригинальности. 

***

«Двойной эффект» — отличная книга и для тех, кто хочет насладиться напряженным динамичным фантастическим триллером, и для тех, кто предпочитает неглупую и вдумчивую фантастику. 

Читайте также: 

Где купить «Двойной эффект»
3
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Позитивный постапокалипсис: западные отзывы о романе «Нью-Йорк 2140» Кима Стэнли Робинсона

Позитивный постапокалипсис: западные отзывы о романе «Нью-Йорк 2140» Кима Стэнли Робинсона

09.08.2019 17:00:00

Что говорят о свежем романе создателя «Красного Марса» и «Авроры»?

2
Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран

Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран

08.08.2019 17:00:00

Кто преуспевает в исследовании спутника Земли?

3
Почему Луна пахнет подожженным порохом?

Почему Луна пахнет подожженным порохом?

05.08.2019 18:00:00

Рассказы очевидцев, версии ученых.

1