Как Ходоровски пытался экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта

17 сентября 2021
1129

16 сентября в России начался показ «Дюны» — экранизации знаменитого фантастического романа Фрэнка Герберта. В прошлом он уже получал сериальную и кино-адаптации. Но самым масштабным проектом по мотивам «Дюны» был фильм от режиссера Алехандро Ходоровски, который оказался слишком амбициозным и был отменен.

Мы решили вспомнить, как Ходоровски пытался снять самый дорогостоящий фильм в истории кино с хронометражем в 12 часов.

Дюна Ходоровски

Алехандро Ходоровски проявил себя в разных сферах творчества. Он снимал сюрреалистические фильмы, руководил театром мимов, написал множество книг и графических романов. В 1974 году он заявил продюсеру Мишелю Сейду, что очень хочет снять «Дюну», и тот приобрел права на экранизацию.

С первых дней подготовительной работы проект впечатлял идеями и масштабами. Планировалось, что вступительные кадры будут показывать непрерывный многоминутный «полет» по галактике, минуя звезды, космических пиратов, станции, сражения звездных флотов и, наконец, Арракис.

Первый, кого Ходоровски заразил своими идеями, стал художник Жан Жиро, известный под псевдонимом Мебиус. Он стал рисовать раскадровки, и на выходе получилось около 3000 рисунков.

Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД, галлюцинации — но без самих галлюцинаций. Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня «Дюна» — пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога… Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание! Я ощущал себя тогда как в тюрьме. Я хотел свободы! Всякий, кто работал над этим фильмом, должен был стать духовным воином.

Алехандро Ходоровски

Ходоровски

В качестве специалиста по спецэффектам Ходоровски выбрал Дэна О’Бэннона. Для записи саундтрека режиссер пригласил группу Pink Floyd — правда, предполагалась, что они напишут музыку только для планеты Каладан, родины Дома Атрейдесов. Роль герцога Лето должен был исполнить Дэвид Кэррадин, будущий Билл из «Убить Билла». Ну а императора Шаддама IV должен сыграть Сальвадор Дали — других вариантов Ходоровски не рассматривал. Но сумасшедший гонорар в 100 тысяч долларов за минуту экранного времени предполагал, что многие сцены с императором будут снимать с муляжом.

Орсон Уэллс хорошо подходил к роли барона Харконнена. А роль Фейд-Рауты Ходоровски предложил лидеру The Rolling Stones Мику Джаггеру, и тот легко согласился. Главного же героя должен был играть двенадцатилетний сын Ходоровски, Бронтис. Отец отправил его обучаться боевым искусствам, чтобы тот мог сниматься в экшен-сценах.

Дюна

Проект продолжал разрастаться. Привлекались новые художники, изображающие постеры и концепт-арты. Менялся сценарий, расширялся сюжет. Ходоровски часто напирал на безумие и жестокость — так, например, смерть Лето должна была обернуться расчленением под аплодисменты барона.

Бюджет картины составлял около пятнадцати миллионов долларов. Ходоровски не хватало трети, и он отправился искать инвесторов в Голливуд — без них все равно бы не получилось выйти в широкий прокат. И именно тогда все оборвалось.

Абсолютно все было готово к съемкам. Абсолютно! Единственное, что фильму было нужно, — широкий прокат в Америке. «Дюна» должна была стать главным крупнобюджетным фантастическим фильмом. До «Звездных войн» оставалось несколько лет, и «Дюна» могла стать круче их по всем параметрам — масштаб, звездолеты… Сценарий был изумительным, он очень нравился американцам. Но в США Ходоровски считали чокнутым: «Мы знаем, что он снимет отличное кино, но он нам не нужен».

Бронтис Ходоровски, сын Алехандро Ходоровски

По прошествии лет Ходоровски с трудом смирился с крахом своего «фильма-мессии». При этом многочисленные идеи и задумки — сценические, касаемые спецэффектов и декораций и многое другое — нашло отражение в будущих фантастических фильмах, включая «Звездные войны», «Терминатора» и «Дюну» Дэвида Линча.

Сам Ходоровски все больше приходил к видению собственного мира, имеющего немало отличий от вселенной Герберта. Своим задумкам Ходоровски нашел применение в графических романах, над которыми стал усердно работать. Так появились «Метабароны» и «Инкал» — серии комиксов, мир которых одновременно в чем-то схож со вселенной «Дюны», но в то же время совершенно самобытен и не менее интересен.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Циклы, которые по ошибке принимают за Young Adult

Циклы, которые по ошибке принимают за Young Adult

27.10.2021 15:45:00

«Взрослые» фэнтези-циклы, которые чем-то напоминают янг эдалт

1
Книги с главными героями-магами

Книги с главными героями-магами

25.10.2021 13:25:00

Произведения, в которых в качестве главного героя выступает волшебник

1
«Ключи Локков»: чем сериал отличается от комикса

«Ключи Локков»: чем сериал отличается от комикса

22.10.2021 14:30:00

Напоминаем, в чем авторы сериала отошли от комикса

1