Как создавался «Бегущий по лезвию»

11 ноября 2019
2278

Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» по праву считается одним из самых ярких и самобытных фантастических фильмов. Он также предвосхитил появление киберпанка, направления, которое сформировалось немногим позже после выхода «Бегущего по лезвию». Тот в свою очередь, был экранизацией романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

События происходили в 2019 году, и по такому поводу мы решили вспомнить, как создавался культовый фильм. 

История создания «Бегущего по лезвию» начинается с актера Хэмптона Фанчера. Он посчитал, что у книги Филипа Дика есть коммерческий потенциал, и решил выкупить права (они стоили пять тысяч долларов) и взяться за сценарий. Фанчер работал над камерным и недорогим фильмом с уклоном в экологическую фантастику. Позже сценарий был отвергнут продюсером Майклом Дили, но актер не сдался и продолжил совершенствовать текст.

Название фильма было вдохновлено романом Алана Ноурса The Bladerunner 1974 года. В книге так назывались продавцы нелегальных медицинских препаратов. Майкл Дили решил, что с будущей картиной справиться режиссер Ридли Скотт, успевший к тому времени отметиться нашумевшим «Чужим». Изначально постановщик отказался браться за фильм, поскольку планировал посвятить себя «Дюне». Однако работа над экранизацией Фрэнка Герберта шла тяжело, и режиссер взялся за работу. 

Ридли Скотт с самого начала принялся переделывать сценарий, расширяя вселенную планируемого фильма. Из камерного кино он превращался в масштабную футуристичную историю — в общем, такую, какой мы ее в итоге и увидели. Однако поначалу, например, планировалось, что Рик Декард убивал Роя Батти, а затем расправлялся и с Рейчел, чтобы до нее не добрались другие бегущие по лезвию. В итоге пост сценариста занял Дэвид Пиплз, который начал переделывать сценарий под требования Скотта. 

Вместе с изменением сценария рос и бюджет фильма. Финансирование в итоге нашлось у студии Warner Bros. Харрисон Форд попал на съемки благодаря Стивену Спилбергу, который тогда хотел продвинуть свою молодую звезду, что в общем-то и вышло. 

Съемки начались в марте 1981 года и растянулись на четыре месяца. Большинство сцен было снято в павильоне, но отдельные эпизоды снимались в Брэдбери-билдинг и на вокзале Юнион. Также для проекта были созданы четыре спиннера (летающие машины) в натуральную величину и еще несколько миниатюрных моделей для сцен полета. По рассказам коллег, в те времена Ридли Скотт очень трепетно относился к съемочному процессу. Он искал идеальные кадры и проделывал десятки дублей даже из-за мельчайших деталей, которые его не устраивали.  

На спецэффекты у проекта был относительно скромный бюджет по меркам того времени, но Ридли Скотт, доверившись студии Entertainment Effects Group следил за тем, чтобы был отработан каждый доллар. Такой трудоемкий процесс тяжело сказался и на продюсерах, и на актерах. Съемки сильно отставали от графика, при этом режиссер требовал от всех такого же упорства, с каким трудился сам, что породило ряд рабочих конфликтов между актерами и Ридли Скоттом.

После съемок ситуация вокруг фильма накалилась еще сильнее. На тестовых показах зритель не понимал, что происходит на экране, а продюсеры требовали доработок — например, закадровый голос главных персонажей. А боссы Warner Bros. захотели забрать фильм за долги и отстранить Ридли Скотта от дальнейшего монтажа.

В кинотеатрах фильм не окупился. «Бегущего по лезвию» пытались позиционировать в рекламе, как боевик, чтобы привлечь широкую аудиторию, но в итоге кино получило шквал критики. Несмотря на новаторские спецэффекты, массовый зритель на тот момент не понимал — или, точнее, не принимал — картину.

Однако со временем фильм начинали признавать. Уже спустя 10-15 лет «Бегущего по лезвию» принялись добавлять в топы величайших фильмов, а критики, которые ранее отзывались о нем негативно или неоднозначно, иногда даже меняли позицию. 

Сам Филип Дик не дожил до премьеры экранизации своей книги. Зато он успел прочитать отрывок сценария, который его очень впечатлил. Автор сразу узнал придуманный им мир.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
2
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Аудиокниги мая

Аудиокниги мая

07.06.2023 16:00:00

Что послушать из новенького

Какие книги ждать летом

Какие книги ждать летом

02.06.2023 12:00:00

Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом

Главные книги весны

Главные книги весны

30.05.2023 10:10:00

Подводим итоги весны, прежде чем окунуться в лето