Хронофантастика. Путешествия во времени

17:00 14 Марта 2018
2063

Заполучить машину времени, оказаться в далеком будущем или изменить ход истории, вернуться в прошлое и разыграть собственную судьбу по новому сценарию, ненароком запустить «эффект бабочки» и оказаться в параллельной видоизмененной реальности… Сколько существует фантастика, столько перемещения во времени будоражили умы людей.

Хронофантастика (или «хроноопера») — направление фантастики, в котором описываются приключения путешественников во времени. Первопроходцем следует считать Герберта Уэллса с его «Машиной времени» — именно здесь впервые появляется прибор, способный перемещать людей в прошлое и будущее. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (можно вспомнить, например, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена), именно в «Машине времени» перемещение впервые было намеренным и научно обоснованным. Произведение Уэллса стало отправной точкой для всей хронофантастики. Изначально Уэллс писал серию рассказов, которые позже собрал в повесть «Аргонавты времени». Продолжив развивать текст новыми сюжетными линиями, у писателя в итоге и получилась «Машина времени».

Сама машина времени в хронофантастике — практические неотъемлемый атрибут. Перемещение требует колоссальной энергии (например, у Азимова в «Конце вечности» «стрелка энергометра молчаливо настаивала на том, что потребление энергии по-прежнему составляет миллионы мегаватт»), а саму машину фантасты представляли в виде велосипеда, автомобиля, колодца, капсулы, пульта, космического корабля.

Когда дело не касается машины времени, герои фантастики становятся «попаданцами» — случайно или намеренно отправляются в другие эпохи и даже вселенные. Такая фантастика перестает быть научной (а то и вовсе переходит в область фэнтези), поскольку механизм перемещения во времени здесь может быть самым нелепым или не описываться вовсе, а акцент делается на мире, в который переместился главный герой.

Один из самых частых мотивов хронооперы — охрана временного континуума спецслужбами или могущественными организациями. Здесь тон задал Айзек Азимов с романом «Конец вечности». Нередко такие организации, имеющие власть над временем, скатываются на кровавую дорожку тоталитаризма. Вот и в «Конце вечности» возможность перемещаться из прошлого в будущее и обратно сделала «вечных» не только практически бессмертными, но и безмерно жестокими. Судьбы людей разных эпох — лишь игрушки в их руках.

В иных случаях, как у Пола Андерсона в «Патруле времени», спецслужбы противостоят «хронопреступникам». Эта идея лежала также в основе романов Уоррена Норвуда «Полиция времени», Фрица Лейбера «Вечная война», Баррингтона Бэйли «Падение Хронополиса». Тема не прошла мимо отечественных фантастов и отразилась в «Магистрали» Евгения Прошкина, «Все под контролем» Алексея Калугина, цикле Игоря Вардунаса и Никиты Аверина «Хронос». Все это — лишь малая часть хронофантастики о спецслужбах, в которую вдохнули жизнь Азимов и Андерсон.

Хронофантастика часто неразрывно связана с альтернативной историей. Ведь стоит путешественникам повлиять на что-нибудь в прошлом, и будущее может увильнуть куда угодно. Это блестяще демонстрирует рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», где впервые описывается «эффект бабочки»: даже самое незначительное вмешательство в прошлое способно навсегда изменить линейку времени.

Наиболее выдающимися хронооперами с альтернативными реальностями считаются «Янки…» Марка Твена, «Да не опустится тьма» Леона Спрэга де Кампа, «Восстание во времени» Гарри Гаррисона. Из относительных новинок можно выделить «Темную материю» Блэйка Крауча и «Все наши ложные сегодня» Элана Мэстая — в обеих книгах рассматривается параллельное измерение, в котором герои находят своих двойников.

Даже невооруженным взглядом видно, насколько обширна и многогранна хронофантастика. На протяжении столетия она воплотилась в сотнях книг, многие из которых опирались на идеи, заложенные классиками. Так, например, в «Машине пространства» Кристофера Приста герой использует машину времени для борьбы с напавшими на Землю марсианами — здесь в буквальном смысле сплетены два великих сюжета Уэллса.

Нельзя не отметить творчество отечественного фантаста Кира Булычева, которое для многих советских детей стало окном в фантастику. Каждый мечтал стать тем самым мальчиком Колей Герасимовым, который отправился на машине времени в светлое будущее и познакомился с его символом, главной героиней советской фантастики — умницей и красавицей Алисой Селезневой.

Во времена, когда Кир Булычев работал над «Похищением чародея» и «Сто лет тому вперед», у фантастов было модным писать о сильных героях и их подвигах. Булычев это тоже прекрасно умел, хотя в центр сюжета ставил простых людей, которые даже под гнетом тяжелых обстоятельств оставались добрыми, честными и человечными.

Если начинать погружение в хронофантастику, то произведения классиков-основателей — весьма подходящий для этого вариант. Новая серия с премиальным оформлением «Лучшая фантастика о путешествиях во времени» — это книги Герберта Уэллса, Айзека Азимова и Кира Булычева, которые стали настоящими столпами жанра


4
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Что говорят известные писатели про Джо Аберкромби?

Что говорят известные писатели про Джо Аберкромби?

15.11.2019 19:00:00

Джордж Мартин, Робин Хобб, Джо Хилл и другие.

1
Различия между «Бегущим по лезвию» и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Различия между «Бегущим по лезвию» и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

13.11.2019 17:00:00

Сравниваем работы Филипа Дика и Ридли Скотта.

1
Как создавался «Бегущий по лезвию»

Как создавался «Бегущий по лезвию»

11.11.2019 18:00:00

Культовый фильм, снятый по мотивам знаменитого романа Филипа Дика.

2