Клиффорд Саймак — «Город»
Клиффорд Саймак, ярчайший представитель «Золотого века» фантастики. Он одним из первых стал развивать классическую фантастику и привнес в нее спектр идей, которые позже подхватили Кларк, Хайнлайн, Азимов и другие авторы. Поначалу Саймак писал космические оперы и «твердую» НФ, пока не нашёл собственную нишу. Писатель стал одним из основоположников «мягкой» фантастики гуманистической направленности, в центре которой не столько фантастические технологии, сколько обычные люди, оказавшиеся в фантастических ситуациях.
Удача на литературных полях к Саймаку пришла не сразу. Первые его творения в жанре фантастики упорно отказывались печатать. Серьезный успех писатель снискал только в 1952 году, с появлением «Города» — серии сюжетно объединенных рассказов, которые до этого на протяжении восьми лет печатались в журналах (преимущественно в Astounding Science Fiction Джона Кэмпбелла).
«Город» до сих пор остается знаковым творением Клиффорда Саймака. Рассказы создавались под влиянием Второй мировой и Корейской войн как протест против военных конфликтов и жестокости. Автор описал развитие человечества на протяжении нескольких тысяч лет. За это время на Земле появляются (в основном в результате воздействия человека) другие разумные расы — мутанты, псы, муравьи. Со времнем люди переселяются на Юпитер, где становятся уже новым народом, называющим себя «скакунцами». Земля на какое-то время оказывается под властью разумных псов, но вскоре и они покидают ее, оставляя планету муравьям.
Человек, по Саймаку, разучился жить в мире. Лицом к лицу столкнулся с инакомыслием, жаждой власти, новым укладом жизни, конфликтами, страхами, слабостями и фактически исчез. Цивилизация зашла в тупик. Время потеряло смысл. Остались только предания. «Всем жилось хорошо. Так зачем терзаться? Есть еда, есть одежда, есть кров, есть дружеское общение, развлечения, всяческие удобства. Есть все, чего только можно себе пожелать. И человек прекратил попытки что-то сделать. Он наслаждался жизнью. Стремление достичь чего-то ушло в небытие, вся жизнь людей превратилась в рай для пустоцветов».
Как оказалось, мир без человечества тоже не избавлен от вполне себе человеческих проблем. А сами люди для новых наследников Земли превратились в персонажей легенд и мифов, над которыми многие поколения будут биться умы собак. И лишь через тысячелетия новые хозяева планеты приходят к столь важным моральным ценностям, которые были доступны и человечеству, но которое не смогло в полной мере их постичь.
Но, кажется, Саймак не слишком сгущает краски. Девять сюжетов в его «Городе» связаны твердой верой в конечное торжество разума и сверхзадачей: найти фантастический мир, способный̆ противостоять миру реальному.
«Город» ведет читателя по разным эпохам, перенося действие в старинные особняки, научные лаборатории, обширные поля, неведомые земли далекой планеты. И все это подано в с фирменным легким стилем Саймака, превращающим чтение в сплошное удовольствие. В книге хватает колоритных персонажей, взять хотя бы робота с многотысячелетним опытом сосуществования с людьми и собаками. Читателей также ждут надменные мутанты, разочаровавшиеся в жизни и людях ученые и многие другие живые личности.
Даже по прошествии стольких лет «Город» дарит читателю море эмоций, чувств и переживаний. Здесь переплетаются нити философских рассуждений, которые провоцируют задуматься о том, кем стоит быть, где пролегает грань ответственности за прирученных созданий, на что люди готовы пойти, отстаивая свои убеждения, что является главным в человеке — привязанность к земной памяти или бесконечность неведомого.
После «Города» для Саймака-творца наступила самая благодатная пора — почти 20 лет он оставался одним из лидеров американской НФ. В 1971 году умер Джон У. Кемпбелл, и Гарри Гаррисон, как редактор мемориального сборника, попросил Саймака написать еще один рассказ из «Города», в результате чего в 1973 году был опубликован девятый рассказ — «Эпилог».
Новое издание «Города», вышедшее в феврале 2018 года, дополнено замечательными рассказами из сборников «Незнакомцы вселенной», «Миры Клиффорда Саймака» и «Лучшее Клиффорда Саймака». Некоторые рассказы получили новый перевод. Книга идеально подойдет знакомства с творчеством писателя и хорошо дополнит коллекцию золотой фантастики двадцатого века.
Другие материалы редакции
Какие книги ждать летом
Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом