Комиксы как вид искусства

11.01.2017 20:03:00
комиксы как вид искусства

Так вышло, что многие не понимают и не принимают комиксы как вид искусства, считая «упрощенной литературой». Истина же в том, что комиксы — самостоятельная форма, лежащая на стыке литературы и кино.

Они работают по принципу «показывай — не рассказывай», рисунок тут полноправный участник повествования. Опытный художник способен передавать настроение через позы персонажей, мимику, символизм в рисунке и деталях. От авторского текста остаются по большому счёту диалоги — но в том-то и дело, что авторы комиксов не писатели, а сценаристы. Они архитекторы и драматурги. Их дело определить, что именно будет происходить на странице, что увидит и почувствует читатель, а что останется незамеченным на заднем плане.

В отличие от книг, где весь текст перед глазами, комиксы позволяют прятать на виду детали и подсказки, тем самым создавая несколько пластов для восприятия. Но в отличие от фильмов, которые мы смотрим от начала до конца, комиксы позволяют «отлистнуть» пару страниц назад и пройти эпизод заново. Течением времени управляет сам читатель, приводя страницу в движение своим воображением. Опытный тандем сценариста и художника способен на многое — варьировать темп повествования, создавать динамику в экшен-сценах или даже ломать привычный порядок чтения, создавая несколько вариантов прочтения на одной странице, или делать из «пробелов» между панелями полноправных участников повествования.

Нередко комиксисты обращаются к приёмам кинематографа и режиссуры — неудивительно, что многие сценаристы работают и над кино, и над комиксами (и над играми, но это отдельный разговор). Джей Майкл Стражински, автор известного «Вавилона 5», работал над «Человеком-Пауком» и создавал не менее успешные собственные серии, а Брайан Вон — один из самых востребованных комикс-сценаристов, писал легендарный «Остаться в живых» и адаптировал Стивена Кинга для ТВ.

Но в то же время в экранизациях совсем нет авторского текста — он проходит через видение режиссёра, продюсера, актёров. Зрителю остаётся наблюдать. В книге же читатель полагается исключительно на своё воображение. А комикс находится ровно посередине. Возможно, что слова в комиксах обладают даже большей силой, чем в книгах, — сильная фраза не затеряется в тексте, она подчеркивается рисунком.

2 0

Комментарии

, чтобы добавить комментарий

LeonarDA
Согласна с мнением, изложенным в статье) Комиксы - это что-то особенное)
Анури
Согласна со статьей.Даже купила дочери комикс "Хоббит".
Vanstram
Никогда особо не интересовался комиксами. Но после этой статьи кинулся искать ближайший магазин)
Jedate
Что комиксы, что манга - оба варианта как отличная визуализация
Buttercup
Как ни странно, но для меня комиксы иногда дают больший простор для воображения, чем книги. В книгах часто все просто "Он подумал то-то, а потом пошел и сделал или сказал то-то", а в комиксах (и манге) о мотивах и чувствах героев явно прочитать нельзя.
В кино все проще - либо озвучивается внутренний диалог, либо показывают какое-нибудь страдающее лицо под грустную музыку (как пример), а в комиксах такая милая недосказанность - как в жизни :)
MrSarcasm
Комиксы как и книги, и фильмы разные бывают.
Zeka3535
Согласен
Healler3108
Никогда тепло не относился к комиксам. А вот с серии "Сказки" Билла Уиллингхэма очень круто поменял своё мнение.
Брисолька
Спасибо большое за интересную статью)
PPV
Первый мой сознательно желаемый и полученный в подарок комикс - абсолютное издание "Хранителей". Сейчас подумываю о новом шкафе.

Другие материалы редакции

«Небьюла»: история фантастической награды

«Небьюла»: история фантастической награды

20.07.2018 17:00:00

Одна из самых известных литературных премий.

«Хьюго» — самая «долгоиграющая» фантастическая награда

«Хьюго» — самая «долгоиграющая» фантастическая награда

11.07.2018 17:00:00

Рассказ об истории премии Hugo.

2
Джефф Вандермеер — автор, который не боится экспериментировать

Джефф Вандермеер — автор, который не боится экспериментировать

07.07.2018 17:00:00

Автор «Аннигиляции», «Борна» и других ярких фантастических работ.

1