Почему молодой герой — не равно young adult?

26 Августа 2020
967

Young Adult называют литературу, ориентированную на молодую аудиторию. В большинстве случаев героями YA-книг выступают подростки или, в крайнем случае, молодые люди до 20-25 лет. Возраст — хоть и важный, но не единственный маркер направления. Однако зачастую именно на его основе книги с юными героями записывают в подростковые. А это далеко не всегда справедливо.

Young Adult

YA-литература сегодня на слуху. Условно ее можно назвать «средним звеном» между детской литературой и взрослой, хотя с таким утверждением согласятся не все. Подростковую фантастику порой читают и взрослые — кого-то тянет смотреть на мир глазами юных героев, а кто-то таким образом познает психологию и тренды современных подростков.

Но в основе young adult прежде всего лежат подростковые проблемы: выход в мир, первые взрослые трудности, первая любовь, потеря близких, преодоление собственных комплексов и страхов и так далее. Такие произведения разговаривают с подростками на одном языке, а уж в каких декорациях разворачивается действие — фэнтезийных, антиутопических, космических или реальных — зачастую не так уж важно.

Впрочем, когда авторы помещают своих героев в непривычный для нас мир, история приобретает новые краски. Живя в другой эпохе, главные герои все равно испытывают все те же чувства и сталкиваются с теми же проблемами, которые характерны и для реальной молодежи. Но при этом у них может быть больше возможностей. Кроме того, в таких случаях герои исследуют мир вместе с читателем, знают о нем немногим больше, а то и меньше, чем сам читатель.

Фэнтези

Для читателей, которые не слишком жалуют YA-литературу или просто избегают ее, могут быть не до конца понятны ее особенности. А вот то, что героями таких историй выступают подростки, запомнить несложно. И когда в свет выходит новое произведение, где уже, например, из аннотации становится ясно, что в центре сюжета будут юные герои, многие сразу вешают ярлыки young adult — и, соответственно, обходят эти книги стороной. И порой сильно заблуждаются.

Дело в том, что герои-подростки в фантастике и фэнтези появляются давно. Это особый способ показать мир глазами человека, готового к переменам — как в собственном характере, так и физическом, умственном, материальном аспектах. Юные персонажи отлично подходят для этакого классического «становление героя».

Яркий пример из классики фэнтези — «Орден манускрипта» Тэда Уильямса. Одним из героев выступает мальчик-сирота Саймон, который случайно становится свидетелем того, как король заключил сделку с королем норнов, и это становится началом головокружительных событий, приключающихся с героем. На протяжении трилогии Саймон меняется, растет, обзаводится друзьями и врагами, становится мудрым и сильным. Но его путь — лишь часть истории, в которой также есть и масштабные войны, и многоходовые политические интриги, и немало взрослых персонажей.

Орден манускрипта

Если же обратиться к современному фэнтези, то ярким примером взрослой книги с юной героиней служит «Опиумная война» Ребекки Куанг. При большом желании в первой части книги можно найти намеки на young adult: главная героиня Рин поступает в военную академию, чтобы избежать брака по расчету. Писательница очень ярко выписывает эмоции главной героини на всех этапах обучения — здесь у нее появляются и друзья, и недруги, и проблемы с преподавателями. Однако все эти события — вступление перед кровавой и жестокой войной, в которой Рин применяет участие.

Куанг брала за основу своей трилогии историю Китая, поэтому сцены газовых атак или геноцид мирных жителей отсылают к Японо-китайским войнам и, в частности, к Нанкинской резне. А сама Рин вдохновлена китайским революционером Мао Цзедун — неоднозначной политической фигурой. Более того, по мере трилогии события становятся еще более серьезными, а герои — неоднозначными, оказавшиеся в условиях, где приходится выбирать из двух зол. Такая история не просто ориентирована на взрослых людей, но и даже имеет ценз с 18 лет.

Опиумная война

Есть и другие примеры фэнтезийных книг, которые иногда ошибочно принимают за YA. «Латунный город» Шеннон Чакраборти, вдохновленный арабской мифологией, рассказывает о молодой девушке Нари, открывающей для себя мир джиннов. В книге даже есть приятная романтика — тем не менее, в «Трилогии Дэвабада» основной фокус сделан на беспощадных придворных интригах, которыми славится Восток.

«Застава на окраине Империи» Марцина Гузека — темное фэнтези, в центре сюжета которого находится целый отряд молодых героев. Разумеется, их отношениям друг с другом уделяется внимание — кто кому доверяет или не доверяет, кто в кого влюбляется. Но без этого никак не проникнешься к героям чувствами. Сам же сюжет изобилует убийствами, ритуалами маньяков, набегами дикарей. И все это происходит в мире, едва пережившем чуму. Такое явно не подходит под подростковую литературу.

В противовес Гузеку можно привести пример темного фэнтезийного young adult — трилогия «Море осколков» Джо Аберкромби. На сей раз действительно главенствуют эмоции юных героев (они в каждой книги разные, но объедены общим сюжетом). В сравнении со знаменитым Земным кругом автор намеренно пишет более легковесно, динамично, где-то даже простовато, чтобы книги пришлись по вкусу юной аудитории.

Алмазный век

В фантастике юные герои тоже отнюдь не всегда означают «подростковость» истории. Взять хотя бы «Алмазный век» Нила Стивенсона, в котором героиней выступает девочка Нелл из самых низов общества. В ее руки случайно попадает гаджет «Букварь для благородных девиц», созданный, чтобы воспитать из внучки одного из самых влиятельных людей планеты идеальную представительницу мировой элиты. В книге есть: наркотики, потрошители, кровавые революции и вездесущие наниты, которые порой ведут войны даже друг с другом. Книга серьезная и насыщена сложными идеями — подростки ее могут просто не понять.

В индустрии комиксов тоже могут быть заблуждения насчет их принадлежности к young adult. Взять хотя бы «Ключи Локков» Джо Хилла: три разновозрастных ребенка после гибели отца по-разному переживают трагедию и адаптируются к новой жизни. А затем в сюжете появляется мистика, монстры, экзистенциальные проблемы и обилие крови.

Другой пример — «Техносвященники» Алехандро Ходоровски. Вновь образцовая, вроде бы, для подростковой фантастики завязка: юноша по имени Альбино, выросший у рабских условиях ненавидящей его матери, попадает в школу техносвященников, чтобы работать над виртуальными играми. Графический роман, однако, полон сцен убийств, изнасилований, философских, политических и религиозных аллюзий и классических для киберпанка путешествиям по виртуальным реальностям.

***

Young Adult — популярное течение, у которого есть множество поклонников по всему миру. У него нет четких жанровых границ, а потому под него зачастую заносят все книги с молодыми героями. Надеемся, на примере вышеперечисленных произведений мы объяснили, почему это не очень корректно, и нередко истории с молодыми людьми в главных ролях ориентированы отнюдь не на юную аудиторию.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Фантастика и фэнтези: в чем различия?

Фантастика и фэнтези: в чем различия?

25.09.2020 18:00:00

Разбираемся в ключевых различиях между жанрами

1
Современные классики фэнтези

Современные классики фэнтези

24.09.2020 18:05:00

Мэтры современного фэнтези

1
Джо Аберкромби отвечает на вопросы Reddit

Джо Аберкромби отвечает на вопросы Reddit

21.09.2020 19:00:00

О творчестве, жизни, вкусах и многом другом.

1