Позитивный постапокалипсис: западные отзывы о романе «Нью-Йорк 2140» Кима Стэнли Робинсона

09 августа 2019
3841

На русском языке вышел научно-фантастический роман Кима Стэнли Робинсона «Нью-Йорк 2140». Книга номинировалась на премии «Хьюго», «Локус», мемориальную премию Джона Кэмпбелла и ряд других наград. Сюжет разворачивается в 2140 году, когда уровень океана поднялся на 50 футов, а жители Нью-Йорка адаптировались к новой среде и теперь живут в высотках, которая превратились в острова цивилизации. 

В честь выхода книги мы публикуем выдержки из западных отзывов и рецензий на «Нью-Йорк 2140».

Новый роман Кима Стэнли Робинсона переносит нас на столетие вперед в мир, где произошли серьезные климатические изменения. Уровень воды поднялся на 50 футов, погрузив в воду большую часть Нью-Йорка. Каждая улица стала каналом; каждый небоскреб — это остров, соединенный небесными мостами и лодочными такси.

Это масштабный роман, не только с точки зрения объема в 624 страниц, но также и количества персонажей и сюжетных линий, которые разворачивает Робинсон, всего спектра тем и проблем, которые он затрагивает. Здесь есть восемь основных сюжетных линий, сосредоточенных на группе персонажей, которые живут в одном здании, в небоскребе Метлайф на Мэдисон-сквер. В каждой линии развивается свой тип сюжета. Тут есть похищение; маленькие и большие политические игры; Уолл Стрит; полицейское расследование; полярное исследование; даже поиски спрятанного золотого клада. В этом плане книга напоминает роман «Капитал» Джона Ланчестера 2012 года с небоскребом в Нью-Йорке вместо лондонской улицы, хотя «Нью-Йорк 2140» значительно шире по своим масштабам и амбициям.

«Нью-Йорк 2140» — это выдающийся роман о действительно серьезной угрозе цивилизации. Критики иногда хвалят роман за «сложность». Термин часто служит просто штампом рецензентов, но, как оказалось, он описывает «Нью-Йорк 2140» необычайно хорошо. Проза Робинсона заставляет нас обращать внимание, пытаться понять, насколько сложна и опасна ситуация в мире, и, прежде всего, она бросает вызов нашему самодовольству в связи с изменением климата.

The Guardian

Это удивительно утопично. Нью-Йорк оказался под водой, но это лучшее, что с ним когда-либо происходило. Конечно, это были тяжелые сто лет для планеты: моря поднялись на 10 футов в 2050-ых, затем еще на 40 футов около 2100 года, и миллиарды людей погибли. Каждый эпизод наводнения был «десятилетием, полным психодрамы, распадом в истории, распадом в обществе, кошмаром беженцев, эко-катастрофой, планетой, которая в общем-то сошла с ума». Теперь, однако, Нью-Йорк— это супер-Венеция. Центр города находится в «литоральной» зоне (она затоплена во время прилива, но в остальном проходима), арендная плата — понятно — низкая. Художники живут в полузатопленных зданиях и пьют в незаконных банях; офисные башни в центре города превратились в квартиры с собственными доками, столовыми и фермами на крыше. Вы можете перемещаться между зданиями на лодке или прогуливаясь по одному из городских «мостов» (в основном, это большие пластиковые трубки, усиленные графеном). 

Что отличает роман Робинсона, так это его жизненность, ощущение того, что жизнь продолжается. <...> Жители Нью-Йорка в 2140 году любят «проезжать по мелководью Бронкса», уклоняясь от «рифов крыши». Наблюдая за волнами, разбивающимися о затопленные квартиры Кони-Айленда, они чувствуют себя живыми. Другими словами, они такие же, как мы. Если они могут бороться с изменением климата, почему мы не можем?

New Yorker

Конечно, поскольку это Робинсон, в книге есть множество размышлений, в основном касающихся климата, финансов и истории, с некоторыми резкими комментариями как о джентрификации, так и об опасностях, присущих игнорированию ущерба, наносимого окружающей среде человеком. Но автор также поднимает настроение изрядной дозой остроумных эпиграмм, включая две восхитительно релевантные цитаты из классической детской книги The Pushcart War Жана Меррилла. И исследование этого сильно изменившегося городского пейзажа, где привычные улицы заменяются мостами, а метро — вапоретто, доставляет огромное удовольствие.

Kirkus Reviews

На протяжении своей карьеры Ким Стэнли Робинсон написал некоторые из самых известных — и наиболее правдоподобных — произведений научной фантастики. «Красный Марс», «2312» и «Аврора» — это лишь некоторые из них. Книги Робинсона невероятно подробны, полны реалистической науки и почти всегда несут с собой актуальный посыл о настоящем.

В своем свежем романе «Нью-Йорк 2140» Робинсон смотрит на будущее планеты после повышения уровня моря в связи с потеплением климата и изменениями, которые цивилизация должна внести, чтобы выжить. Сюрреалистично читать эту книгу прямо сейчас, особенно на фоне того, что администрация Трампа отвергает опасности, связанные с изменением климата. Уже есть несколько довольно мрачных романов о влиянии изменения климата (например, прекрасные романы Паоло Бачигалупи «Заводная» и «Водяной нож»). Но книга Робинсона кажется самым оптимистичным взглядом на наше будущее. Конечно, уровень воды поднимется, Землю ждет массовое вымирание, и в результате погибнет много людей, но, когда дела пойдут действительно плохо, обществу, как он полагает, все же удастся выжить.

Роман Робинсона — это страшное предупреждение о будущем, которое, вероятно, ждет нас, если не будут приложены огромные, изменяющие цивилизацию усилия. Маловероятно, что они будут сделаны в ближайшее время, но он, по крайней мере, надеется, что люди в конце концов придут и начнут что-то делать. Лучше поздно, чем никогда.

The Verge

Читайте также: 

Где купить «Нью-Йорк 2140»
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
2
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Аудиокниги мая

Аудиокниги мая

07.06.2023 16:00:00

Что послушать из новенького

Какие книги ждать летом

Какие книги ждать летом

02.06.2023 12:00:00

Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом

Главные книги весны

Главные книги весны

30.05.2023 10:10:00

Подводим итоги весны, прежде чем окунуться в лето