История хоррора в комиксах

28 января 2020
6627

В последние годы хоррор-комиксы все чаще получают широкую популярность и экранизируются в Голливуде. Яркий тому пример — 7 февраля Netflix выпускает сериал «Ключи Локков», основанный на одноименной серии Джо Хилла. И это далеко не единственная адаптация, что выйдет в ближайшие годы. 

Сегодня мы хотим рассказать о том, как жанр ужасов развивался в комиксах и вспомнить самых ярких его представителей.

Истоки

Хоррор-комиксы зародились в 1940-1950 годах прошлого столетия. На тот момент произведения Эдгара Аллана По и Говарда Лавкрафта уже дали рождение литературным ужасам, однако в комиксах пару десятилетий преобладали супергерои и фантастика про пришельцев.

Родоначальником «графических хорроров» считается Уильям Гейнс, создатель культовой серии «Байки из склепа». Унаследовав издательство EC Comics от отца, в 1949 году он начал сочинять истории о персонаже под названием Хранитель склепа, а затем переключился и на другие мистические комиксы.

Графические хорроры Гейнса создавались по общему принципу: как правило каждый номер включал 3-4 коротких сюжета с неожиданной кровавой развязкой. Сценарист черпал вдохновение в работах Аллана По, Говарда Лавкрафта и старинных детских сказках.

Хорроры Гейнса и его команды художников вызвали такой ажиотаж, что вслед за EC Comics их стали пытаться выпускать и другие издательства, пусть и не всегда успешно. Но вскоре последовал большой скандал: психиатр Фредерик Вертхам выпустил книгу «Совращение невинных», в которой раскритиковал индустрию комиксов и в частности обвинял жанр ужасов в пагубном влиянии на неокрепшие умы. Шумиху подхватили СМИ, и вскоре в Сенате США прошли разбирательства по делу о «подростковой преступности». Гейнс блистательно отбился от нелепых претензий Вертхама, однако в 1954 году года Ассоциация издателей комиксов утвердила кодекс с жесткими условиями публикаций комиксов. После этого развитие хорроров в формате комиксов прекратилось на долгие годы. 

От Уильяма Гейнса к Алану Муру

Хотя жестокие и чересчур мрачные комиксы находились по сути под запретом, целое поколение будущих художников, писателей, сценаристов и режиссеров росло под «Байки из склепа» и «Склеп ужасов» — среди них был, например, будущий автор хорроров Джо Хилл. Под веянием «Склепа ужасов» в 1973 году вышел одноименный фильм. А в 1989 году увидели свет телевизионные «Байки из склепа».

Цензура в комиксах тоже постепенно сходила на нет. Так в 70-х годах появились «андерграундные» журналы — одно время над ними работал Алан Мур, который позже стал легендой комиксов и внес немалый вклад в становление хорроров. Когда в издательстве DC порывались закрыть серию «Болотная тварь», Алану Муру предложили поработать над ней. И появившаяся «Сага о Болотной твари» была насыщена очень пугающими эпизодами и шокирующими изображениями с политическим подтекстом. А персонаж вновь стал популярным и приобрел более глубокий и интересных характер.

Трюк, проделанный с Болотной тварью, стал фирменной фишкой Алана Мура. За какого бы персонажа он ни брался, истории получались серьезными, мрачными и нетривиальными. В 1989 году Мур начал работу над собственной серией «Из ада» о Джеке Потрошителе, где в очередной раз продемонстрировал свой талант рассказчика. Вдохновляясь его успехом, непосредственностью и провокационностью, многие другие сценаристы начали чаще обращаться к элементам хоррора в своих работах.

Зачастую ужасы выступали лишь одним из элементов истории, которая сама по себе могла быть научной фантастикой, фэнтези, супергероикой, детективом или постапокалипсисом. Так, например, Грант Моррисон создал мистический сюжет «Бэтмен: Лечебница Аркхем», а Уоррен Эллис смешал антисупергероику и слэш-хоррор в трилогии Black Summer. В 90-х начала выходить серия «Классика в иллюстрациях», в рамках которой увидела свет, например, комикс-адаптации произведений Эдгарда По. Но настоящий бум хоррор-комиксов пришелся уже на XXI век.

Начало XXI века

Отдельные элементы хоррора стали чаще появляться в комиксах Marvel и DC. Например, в 2003 году сценарист Дэниел Уэй начал выпускать серию о Веноме, выполненную в стиле зубодробительного ужастика. Отличительной особенностью стало то, что главным героем выступает сам симбиот Веном, а не его многочисленные носители.

На рубеже веков первоклассными хоррор-комиксами отметился Стив Найлз. Его самым нашумевшим ужастиком стала серия «30 дней ночи». Действия происходят в городе Барроу на Аляске, где на протяжении месяца царит ночь и вампирам не нужно прятаться от убийственных солнечных лучей. 

В 2008 году начала выходить серия Джо Хилла и Габриэля Родригеза «Ключи Локков» (Locke & Key) — история матери и трех детей, которые переезжают в старое имение, где пытаются начать жизнь с чистого листа после гибели отца. Здание оказывается наполнено мистическими тайнами, а многочисленные спрятанные здесь ключи могут наделять невероятными способностями. Серия получил множество премий и литературных наград, включая престижную премию Айснера за лучший сюжет. 

Сценарист Скотт Снайдер в соавторстве со Стивеном Кингом создал комикс «Американский вампир», который стал еще одним ярким представителем жанра. Немалую популярность получил французский графический роман Beautiful Darkness, ставший одной из самых жестоких историй в комиксах.

Лавкрафт в комиксах

В XXI веке большую роль в развитии хоррор-комиксов сыграло влияние Говарда Лавкрафта. Если в «Ключах Локков» в его честь называется город, где разворачивается действие, то в некоторых других выдающихся графических романах мифология писателя ложилась в основу всего сюжета.

Например, Питер Бертинг в адаптации «Ужасов Данвича» справился с идеями и космическими монстрами Лавкрафта. Его сюрреалистичный стиль дает богатую почву для воображения и неплохо передает атмосферу рассказа.

Отличным подарком для поклонников создателя «Мифов Ктулху» стала графическая адаптация культовых произведений автора от И.Н.Дж. Кулбарда. В нее вошли «Хребты безумия», «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», «Дело Чарльза Декстера Уорда» и «За гранью времен». Сборник получился мрачным и атмосферным, отлично передавая дух оригинальных романов.

И, пожалуй, апофеозом исследования мифологии Лавкрафта стали труды Алана Мура. Сперва под вдохновением он написал рассказ «Внутренний двор», содержащий отдельные отсылки к ужасам Лавкрафта. В 2003 году рассказ был адаптирован в формате комикса. Затем в 2009 году начал выходить «Неономикон», продолжающий сюжетную линию первого графического романа и еще больше переосмысляющего лавкрафтовские ужасы и мифы Ктулху. Он стал первым лауреатом премии Брэма Стокера в новой номинации «Графический роман».

Но настоящим «магнус опусом» Мура стал «Провиденс» — масштабный и глубокий графический роман. Сценарист не раз упоминал, что создавал «Провиденс» таким, каким бы мог его сделать сам Лавкрафт, живи он в наше время. По сюжету, журналист Роберт Блэк путешествует по югу США и сталкивается с чудищами из лавкрафтовской мифологии. Алан Мур проделал колоссальную работу, объединив различные элементы вселенной Лавкрафта, реконструировав эпоху, а также связав магию и литературу. Объем комикса столь огромен и содержит такое количество текста, что могут позавидовать многие книги.

Наши дни

Нередко классические сюжеты комиксов стали получать хоррор-интерпретации. В 2013 года издательство Archie Comics решило сильно переосмыслить истории об Арчи и Сабрине, добавив им жестокости и мрачности. Так увидели свет «Загробная жизнь с Арчи» (Afterlife with Archie), по сюжету которого Ривердейл переживает зомби-апокалипсис. История пришлась читателям по вкусу, и переосмыслению подверглись другие комиксы издательства. Например, в 2014 году начала выходить серия «Сабрина. Жуткие приключения», события которой развернулись в 60-е годы в городе Гриндейл. Комикс лег в основу сериала от Netflix и в целом получил теплый прием зрителей. 

«Прелесть» Джереми Хон и Джейсон Херли — один из самых нетривиальных комиксов последних лет. Серия рассказывает о вирусе, который придает людям невероятную красоту. Но лишь спустя продолжительное время становится известно, что у «прелести» есть ужаснейшие побочные эффекты.

Скотт Снайдер отметился серией «Ведьмы», которая может похвастаться проработанной психологической составляющей, хотя и классических элементов ужастика в ней хватает.

Нельзя не отметить «Безымянный» (The Nameless) — научно-фантастический хоррор от Гранта Моррисона и Криса Бернема. История рассказывает о том, как группа миллиардеров нанимает мистика для участия в операции по защите Земли. На планету движется огромный астероид, а на нем изображен гигантский магический символ. И вместе с астероидом на планету придет древний ужас. Комиксом восторгался режиссер Джеймс Ганн («Стражи галактики»), в 2018 году даже ходили слухи, что он работает над экранизацией. На русском языке «Безымянный» выходит уже в 2020 году.

Все чаще мистические комиксы привлекают внимание киностудий. Например, режиссер «Шазама!» экранизирует комикс The Unsound для Netflix — история о девушке-психиатре, которая отправляется в мрачную и загадочную психлечебницу. Все тот же Netflix выпускает в феврале сериал по «Ключам Локкам», который может стать одним из самых громких и ярких шоу 2020 года. Над проектом работает команда режиссеров, за которыми большой опыт в съемках мистических фильмов и сериалов. Планы экранизировать комиксы Хилла появились еще в момент его выхода. Несколько студий брались перенести «Ключи Локков» на экраны, но каждый раз проекты стопорились на каком-то из этапов. Netflix же довел дело до конца, и сам Джо Хилл очень доволен проделанной работой.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
3
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Аудиокниги мая

Аудиокниги мая

07.06.2023 16:00:00

Что послушать из новенького

Какие книги ждать летом

Какие книги ждать летом

02.06.2023 12:00:00

Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом

Главные книги весны

Главные книги весны

30.05.2023 10:10:00

Подводим итоги весны, прежде чем окунуться в лето