Путеводитель по фантастике. Часть 1
Человек давно размышляет о том, каким мог бы быть мир, что ждет его в будущем. В искусстве эти размышления привели к появлению жанра «Фантастика». За столетия развития жанр принимал совершенно разные формы, в нем появлялись новые течения, школы, стили. Попытка разобраться в этом многообразии может оказаться настоящим вызовом для читателей. К тому же, полной классификации фантастической литературы пока что не существует. Наш колумнист Максим Усенко решил внести свою лепту и написал этот путеводитель по фантастике.
В западной практике всю фантастику принято делить на две большие категории: научная фантастика и фэнтези — в зависимости от того, к науке или к волшебству тяготеет фантастическая составляющая. Но такое деление на «черное» и «белое» слишком категорично — куда, например, девать стили вроде стимпанка или мистику, которая тянет на отдельный жанр?
Михаил Назаренко, известный литературовед, критик и писатель разработал свою классификацию уже с восемью категориями. Мы взяли ее за основу, переосмыслили, дополнили и расширили. Вот что получилось.
ФАНТАСТИКА РЕАЛИЗМА
Произведения, которые попадают в эту категорию, находятся на стыке фантастики и реализма. Но фантастический элемент в них либо играет несущественную роль, и без него текст остается цельным, либо же фантастические события происходят в сознании героя: в видениях, галлюцинациях, воображении. Отличный пример — всем знакомая «Алиса в стране чудес». Героиня попадает в невероятнейший мир, который, в итоге, оказывается ее сном.
В категорию фантастики реализма также попадают произведения абсурда (куда относится и «Алиса») и мифологический реализм. В мифологическом реализме фантастический элемент не является ключевым для мира произведения или же не рассматривается, как фантастика, что роднит мифологический реализм со следующим разделом.
Голос жанра: «Этот персонаж обладает жизнью, превосходящей бумагу, на которой он напечатан; если я потеряю его или сожгу, он пребудет в некоей высшей плоскости. Чистая истина не стареет, он переживет меня.« — «Лотерея» Кристофер Прист
Что читать: «Лотерея» Кристофер Прист, «Глаз кота» Роджер Желязны
Что смотреть: «Престиж», «Начало»
Что играть: Life is Strange, Tomb Raider
ЧИСТАЯ ФАНТАСТИКА
Чистая фантастика не предполагает никакого объяснения фантастическому компоненту: он просто есть в изображаемом мире и воспринимается как должное. Люди сосуществуют с животными или умеют летать, или превращаться – не важно, что именно происходит. Ключевой момент: в этом направлении фантастика существует как закон природы. Однако, если его начинают анализировать как закон, с причиной, следствием и исключениями - то такой подход ближе к научной фантастике.
Голос жанра: «Разумеется, я не в силах передать словами все обаяние этого призрачного, словно бы нереального мира, такого не похожего на привычную, обыденную жизнь, но все же... это так и было.» - «Дверь в стене» Герберт Уэллс
Что читать: «Дверь в стене» Герберт Уэллс, «Хромая Судьба» Аркадий и Борис Стругацкие
Что смотреть: «Эффект бабочки», «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Что играть: Braid, Sam & Max
Продолжение следует…
Другие материалы редакции
Какие книги ждать летом
Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом