Путеводитель по фантастике. Часть 3

17.04.2017 19:00:00

Продолжение рассказа о жанре «Научная фантастика».

Социальная фантастика размышляет в первую очередь об обществе и взаимодействии между людьми внутри него. Для этого авторы моделируют какой-либо социум: экипаж корабля в замкнутом пространстве, первые поселенцы в космосе, даже целые города и государства, а затем подробно представляют его внутреннее устройство.

Голос жанра: «Они смастерили эту революцию, отвоевали себе Марс, вытеснив всю земную полицию в Берроуз, после чего затопили город и потеснили землян до самого Шеффилда, что на горе Павлина.» — «Голубой Марс» Ким Стэнли Робинсон

Что читать: «Голубой Марс» К. С. Робинсон, «Град обреченный» Аркадий и Борис Стругацкие, «Туманность андромеды» Иван Ефремов 

Что смотреть: «Разделитель», «Время», «Метрополис» 

Что играть: Bioshock: infinite, We Happy Few

И тут же, в социальной фантастике, возникают два больших стиля: утопия и антиутопия, идеальное и, наоборот, далекое от идеального общества. В утопии люди уже давно побороли все болезни или даже саму смерть, забыли о войнах и живут в процветании. Но утопии всегда противостоит человеческая натура: люди либо осознанно отказываются от своих чувств, от ненависти и любви, в угоду идиллии, либо же природа берет верх и идеальный мир рушится под напором «человечности».

Голос жанра: «Поэтому я, с одной стороны, обсуждаю сам с собою мудрейшие и святейшие учреждения утопийцев, у которых государство управляется при помощи столь немногих законов, но так успешно, что и добродетель встречает надлежащую оценку и, несмотря на равенство имущества, во всем замечается всеобщее благоденствие.» — «Утопия» Томас Мор

Что читать: «Утопия» Томас Мор, «Обделенные» Урсула Ле Гуин

Что смотреть: «Разрушитель», «Рай или забвение», «Суррогаты»

Что играть: Bioshock: infinite


В антиутопии все наоборот: любые личные свободы и свободу слова убивает государственный аппарат. Люди боятся или — еще хуже — принимают все происходящее на норму. И только отдельные личности не боятся мыслить самостоятельно, высказывать мнение и противостоять государству.

Голос жанра: «Мыслепреступление не влечет за собой смерть: мыслепреступление ЕСТЬ смерть» — «1984» Джордж Оруэлл

Что читать: «1984» Джордж Оруэлл, «451 градус по фаренгейту» Рэй Бредбери, «Дивный новый мир» Олдос Хаксли

Что смотреть: «Эквилибриум», «V — значит вендетта»

Что играть: Bioshock, Half-Life 2

Крупным подразделом научной фантастики является космическая опера. Ее отличительная черта — масштабность, многоплановость. Звездные империи, десятки фракций, сложная политика, множество героев и протяженная хронология — отличительные черты космических опер. Вместе с тем герой, обычно, храбрец, втянутый в конфликт вселенского масштаба, исход которого может решить судьбу всего мира.

Голос жанра: ««Джулиан» был новейшим флагманским кораблем Эвагардской империи. Вероятно, крупнейшим военным кораблем, какой когда-либо существовал.» — «Адмирал» Шон Дэнкер

Что читать: «Адмирал» Шон Дэнкер, «Дюна» Фрэнк Герберт, «Саргассы в космосе» Андрэ Нортон

Что смотреть: «Вавилон-5», «Боевой крейсер: Галактика»

Что играть: Mass Effect, EVE Online, Starcraft


Еще один поджанр, который неразрывно связан с космосом — это фантастика первого контакта. Авторы рассуждают, какой же будет первая встреча человека с инопланетянами и прорабатывают возможные сценарии этого события: от межпланетного конфликта до вступления человечества на совершенно новую ступень развития.

Голос жанра: «Нельзя считать нашу планету вполне безопасным убежищем для человека; невозможно предвидеть тех незримых врагов или друзей, которые могут явиться к нам из бездны пространства.» — «Война миров» Герберт Уэллс

Что читать: «Война миров» Герберт Уэллс, «Цель» Дженнифер Фэнер Уэллс, «2001: космическая одиссея» Артур Кларк

Что смотреть: «Район № 9», «Солярис»

Что играть: Prey, Crysis, XCOM


Фантастика ближнего прицела ориентируется на ближайшее будущее, не больше пары десятков лет вперед. В ней знакомые нам технологии и разработки, которые пока еще считаются передовыми, плотно входят в жизни людей и кардинально их меняют. Например, современные фантасты вполне могут вдохновляться такими темами, как развитие нейронных сетей, искусственных интеллектов, виртуальной реальности, влияние мобильных устройств.

Голос жанра: «В Москве мы пересели на полуреактивный стратоплан Циолковского, совершающий прямые рейсы Москва — Ташкент. Эта машина летела с бешеной скоростью. Три металлические сигары соединены боками, снабжены хвостовым оперением и покрыты одним крылом — таков внешний вид стратоплана.» — «Звезда КЭЦ» Александр Беляев

Что читать: «Бездна» Джеймс Роллинс, «Звезда КЭЦ» Александр Беляев, «Марисанин» Энди Вейер

Что смотреть: «Черное зеркало», «Она», «Послезавтра»

Что играть: Watch Dogs, The Division

Размышления о распространении компьютеров и глобализации в 80-х годах привели к появлению стиля киберпанк. Фантастика ближнего прицела трансформировалась в определенный стиль, в котором сформировались свои собственные законы: недалекое антиутопическое будущее, интернациональные корпорации фактически стали вторым правительством, массовая компьютеризация привела к созданию искусственных интеллектов и виртуальной реальности, успехи кибернетики позволили создавать импланты для тела, расширяющие возможности человека. При всем развитии технологий, в народе обычно царит нищета и беззаконие.

Голос жанра: «Прошел уже целый год, а он все еще грезил киберпространством, хотя от ночи к ночи его мечты блекли.» — «Нейромант» Уильям Гибсон

Что читать: «Вакуумные цветы» Майкл Суэнвик, цикл «Нейромант» Уильям Гибсон, «Токийский призрак. Атомный сад» Рик Ремендер

Что смотреть: «Призрак в доспехах», «Матрица», «Я, робот»

Что играть: Deus Ex, Syndicate, Invisible Inc.


Продолжение следует…

4 0

Комментарии

, чтобы добавить комментарий

Кристина
А книги Питера Уоттса или Аластера Рейнольдса? Эх, они ведь видные представители научной фантастики...
Тони Павлов
Кристина, еще Азимова, Дика, Шекли... и многих других =) Всех в одном материале, даже таком большом, не упомянешь!
Buttercup
Я бы поспорила с занесением "Дюны" в космооперы. Долго пыталась сформулировать, что же меня в этом не устроило, но Википедия справилась лучше:
Цитата
Существенным отличием космической оперы от «твёрдой» научной фантастики является полный или частичный отказ от научного обоснования происходящего в пользу масштабности, многоплановости и колоритности.
А "Дюна" научна - в рамках некоторых предпосылок. Её же в рамках предложенной классификации можно занести в "социальную", если хочется.
Buttercup
А вообще, "классификация" выглядит довольно странной. (Возможно, цензура вырезала половину, а оставшаяся половина утратила связность и смысл?)
Сейчас это похоже на "Птицы бывают водоплавающие и коричневые" (Фантастика бывает антиутопия и киберпанк) - безусловно, бывают и те, и другие, но деление подобного рода нелогично. Может, стоило бы указывать один какой-то признак (например, социальность) - и классифицировать по нему? А потом другой - и классифицировать по нему тоже. И третий. И пятый.
А здесь в одном ряду рассказывают сначала о теплом, потом о мягком
Snark
Фильм "Послезавтра" ни разу не фантастика ближнего прицела (это фильм-катастрофа, действие которого разворачивается в наши дни), как и "Матрица" - никакой не киберпанк. А "Я, робот" вообще странно к киберпанку причислять, учитывая первоисточник...
Snark
Buttercup, в общем то и "Саргассы в космосе" не содержат ни одного элемента космооперы из перечисленных автором статьи.  
Budetilat
Buttercup, вы, в общем-то правы.
Дело в том, что различных стилей-жанров-течений очень много. Как-то красиво расположить их в ряд или даже на координатной плоскости не получается - всегда остается что-то в систему не помещается.
В этом путеводителе основные категории выделены в зависимости от того, какое происхождение имеет фантастический элемент: НФ - технологии, фэнтези - магия, мистика - сверхъестественное. А вот все стили-течения внутри категории логически выстроить практически невозможно: какие-то из них "про сюжетные ходы" (как фантастика первого контакта), какие-то про антураж, какие-то про научные идеи и так далее; где возможно, они группируются по 2-3 течения, как утопия/антиутопия внутри социальной фантастики.
Budetilat
Snark, про "Матрицу" и "Я, робот".
Дело в том, что есть классический киберпанк про гнетущие мегаполисы, кибер-импланты, искусственные интеллекты, корпорации, нищету и героев-одиночек, которые борются за справедливость. Это писалось как фантастика ближнего прицела, как предупреждение о будущем. Уильям Гибсон в каком-то своем интервью говорил что-то типа "трудно представить таймс сквер без единого монитора. Телевизоры сейчас стали нормой, а ведь раньше их боялись, прямо как патефонов "потому что с их помощью можно слышать голоса мертвых", я хотел представить мир, заполненный компьютерами, до того как это произойдет".

Естественно, со временем стиль начал эволюционировать и интерпретировать часть про "ближний прицел" и "предостережение будущего", соответствуя эпохе. Визуально в "Матрице" меньше фантастических элементов, но идейно это все тот же киберпанк: одна глобальная виртуальная реальность, в которой погрязли люди, группа героев (выглядят они как типичные герои киберпанка - в темных очках и черных одеждах), которая пытается изменить мир к лучшему и агент Смит как олицетворение системы.

С фильмом "Я, робот" примерно та же ситуация: там есть недалекое будущее, вопросы об искусственном интеллекте и его восстании (импланты в сюжете, насколько я помню, тоже были, но могу и ошибаться).
Buttercup
Цитата
Budetilat пишет:
А вот все стили-течения внутри категории логически выстроить практически невозможно: какие-то из них "про сюжетные ходы" (как фантастика первого контакта), какие-то про антураж, какие-то про научные идеи и так далее
Вот вы написали:
Цитата
И тут же, в социальной фантастике, возникают два больших стиля: утопия и антиутопия

А что вам помешало дальше написать что-то вроде "Если говорить о времени действия, то научную фантастику можно разделить на фантастику ближнего прицела, далекое будущее, альтернативную историю, если говорить о сюжетных ходах - на фантастику первого контакта, путешествия во времени, планетарные катастрофы" и т. д.?
Budetilat
Buttercup, идея построить вообще всю классификацию по хронологии была: условно, жанры "про прошлое", "про настоящее" и "про будущее", но сразу на поверхности появлялась проблема, куда отнести фантастику, которая писалась в середине прошлого века про, допустим, 90е годы. Для авторов это будущее, для нас это прошлое.

Существует вариант, при котором фантастику делят на три типа: "невозможные места", "невозможное время", "невозможные вещи в подчеркнуто реальном хронотопе". Но она получается слишком размытой, некоторые стили бы располагались бы где-то на стыке категорий. Привычными распространенными названиями типа "научная фантастика" было бы очень неудобно оперировать, потому что они не гарантируют чего-то конкретного. Даже в альтернативной истории, которая, казалось бы "невозможное время", есть стиль, который относится к третьей категории.

Можно было бы сделать "хронологическое" разделение только внутри НФ - так вышло, что это не только самая объемная категория, но и самая проблемная. Но было бы странным делать так только в одной категории, и опять были бы спорные моменты. Та же самая антиутопия она может быть и в прошлом, и в ближайшем будущем, и в пятом-десятом тысячелетии. Строго говоря, она вообще не обязана быть привязана к научной фантастике. В фэнтези тоже может быть "все плохо" только это называют "темная фэнтези". Так просходит... "потому что так принято", как бы сомнительно это не звучало.

Дело в том, что антиутопия появилась из-за страха перед Гитлером, СССР, холодной войной и прочими тоталитарными режимами. И авторы моделировали будущее (кстати, неразрывно связанное с технологиями, отсюда и нф), представляя что именно нас может ждать. Это вообще главная задача научной фантастики как жанра - задать вопросы морали и этики, показать варианты развития событий до того, как эти события произошли.

Почему я отказался от идеи делить "по сюжетным ходам" - потому что пришлось бы перечислять вообще сюжетные ходы, которые могут придумать авторы. Фантастика первого контакта особый случай, потому что с годами, с количеством произведений ее начали выделять как отдельное течение, использовать название как термин.

Другие материалы редакции

Что такое «Задача трех тел»?

Что такое «Задача трех тел»?

03.08.2018 19:00:00

Рассказываем о научном понятии и его отражении в нашумевшем романе Лю Цысиня.

3
«Небьюла»: история фантастической награды

«Небьюла»: история фантастической награды

20.07.2018 17:00:00

Одна из самых известных литературных премий.

1 5
«Хьюго» — самая «долгоиграющая» фантастическая награда

«Хьюго» — самая «долгоиграющая» фантастическая награда

11.07.2018 17:00:00

Рассказ об истории премии Hugo.

3