Путеводитель по фантастике. Часть 5

24.04.2017 19:00:00

ФЭНТЕЗИ

По многообразию поджанров и стилей фэнтези можно поставить на один уровень с научной фантастикой. Фантастический элемент здесь основывается на магии, а сюжеты и образы корнями уходят в сказки и мифы.

Фэнтези в таком виде, в каком мы знаем ее сейчас, начала формироваться в начале ХХ века, а максимальное развитие получила в пятидесятых годах. Все книги той эпохи, а также произведения, сделанные по тем же канонам, принято называть классической фэнтези. Мир классической фэнтези похож на Средневековье, помимо людей его населяют множество других рас и существ, а главный сюжет — борьба добра со злом.

Голос жанра: «Войны не миновать: на карту поставлены наши жизни, ибо Враг стремится поглотить всех и вся. Но я не могу сказать, что люблю остроту сверкающего меча, стремительный полет стрелы ради них самих, не могу сказать, что в воине ценю прежде всего воина, а потом уже человека. Я люблю только то, что защищают эти мечи, стрелы и воины». — «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин

Что читать: цикл «Хроники Нарнии», Клайв Льюис; цикл «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин

Что смотреть: «Десятое королевство»; «Властелин колец»

Что играть: Baldur`s Gate

Героическая фэнтези или же приключенческая фэнтези — это своего рода переосмысление  рыцарских романов. Главные герои героической фэнтези — как правило группа искателей приключений, которые берутся за новое задание и отправляются в свой путь. Естественно, коллектив состоит из  самых разных и харизматичных героев, на взаимодействии которых строится сюжет и диалоги.  При этом их миссия не обязательно глобальная или благородная, вроде спасения мира — в этом ключевое отличие от классической фэнтези.

Голос жанра: «В каждом его движении чувствовалась огромная физическая сила. Если он сидел <неподвижно, то это была неподвижность бронзовой статуи, если начинал двигаться, то с грацией дикой кошки» — «Феникс на мече», Роберт Говард

Что читать: цикл «Конан», Роберт Говард; цикл «Темный Эльф», Роберт Сальваторе

Что смотреть: «Хоббит», «Конан-Варвар»

Что играть: Pillars of Eternity, Dragon Age


Эпическая фэнтези, в свою очередь, берет размахом. Войны, боги, хронология, расстилающаяся на   десятилетия или даже века, старое поколение героев сменяется новым, люди взаимодействуют с божественными сущностями… А на кону, конечно, судьба всего мира.

Голос жанра: «Конечно, ты можешь отказаться от своей судьбы, и Лучиэнь уйдет с тобой в изгнание. Но мира на этом пути вам не сыскать до конца дней своих. Если же ты примешь назначенное один, твоя возлюбленная умрет от горя. Только вместе способны вы бросить вызов  Судьбе — и пусть этот путь не кажется тебе таким уж безнадежным» — «Сильмариллион», Джон Р. Р. Толкин

Что читать: «Сильмариллион», Джон >Р. Р. Толкин; цикл «Хроники Амбера», Роджер Желязны; цикл «Малазанская книга павших», Стивен Эриксон

Что смотреть: «Игра престолов», «Варкрафт»

Что играть: Tyranny, Warcraft

Темная фэнтези — полная противоположность фэнтези классической. Если в классическом сюжете добро борется со злом и в конечном итоге берет верх, то в мире темной фэнтези зло уже победило. Вместо сказочного мира — жестокое, пропитанное кровью захолустье, вместо бравых героев — беспринципные головорезы, которые не кажутся такими отвратительными, на фоне настоящих злодеев.

Голос жанра: «Мучение было невыразимым — раздирающая тело судорога вдоль всего левого бока, от ступни до челюсти. Он плотно зажмурил наполнившиеся слезами глаза, прижал правую руку ко рту с такой силой, что хрустнули костяшки, сомкнул челюсти так, что оставшиеся зубы заскрежетали друг о друга, однако все равно не смог удержать рвущийся изнутри тонкий, пронзительный вой» — «Кровь и железо», Джо Аберкромби

Что читать: цикл «Первый закон», Джо Аберкромби; «Второй апокалипсис», Скотт Бэккер; «Черный отряд», Глен Кук

Что смотреть: «Ван Хелсинг», «Хеллбой»

Что играть: Darkest Dungeon, Dark Souls


Мифологическая фэнтези берет за основу мифы и сказания различных народов. В зависимости от выбранной культуры выделяют уже конкретные стили: славянская фэнтези, скандинавская, кельтская. Есть и более экзотичные варианты, например африканская и восточная фэнтези. Авторы берут традиционные для каждой культуры сюжеты и героев и рассказывают эти истории на свой лад.

Голос жанра: «- Я лепрекон, — усмехнулся он. Тень не улыбнулся.

- Правда? — спросил он.

- Тогда, может, тебе следует пить „Гиннесс“?

- Стереотипы. Надо учиться думать самому, а не слушать, что говорят по ящику, — ответил рыжебородый. — Ирландия — это не только „Гиннесс“…» — «Американские Боги» Нил Гейман

Что читать: цикл «Ведьмак», Анджей Сапковский; «Американский Боги», Нил Гейман

Что смотреть: «Беовульф», «Геракл»

Что играть: Witcher, God of War

Историческая фэнтези в чем-то похожа на альтернативную историю. В качестве места и времени действия выбирается реальный исторический промежуток. Принципиальное отличие от альтернативной истории в том, что авторов не интересует геополитическая картина или социальное устройство выбранной эпохи, она лишь антураж, декорация для фэнтезийного приключения, в которое пускаются герои.

Голос жанра: «Церковь в опасности, мой господин. Конечно, она не может так пострадать, чтобы не оправиться. Но если язычники и христиане сумеют договориться, они поймут, что мы им не нужны. Мы не должны этого допустить» — «Молот и крест», Гарри Гаррисон

Что читать: «Сага о Рейневане», Анджей Сапковский; «Пришествие короля», Николай Толстой; «Молот и крест» Гарри Гаррисон

Что смотреть: «Великий Мэрлин»

Что играть: Князь: Легенды Лесной страны, серия BloodRayne


Действие городской фэнтези обязательно происходит в городской среде или даже в целых мегаполисах. Авторы обращаются к городским легендам, наделяют силой места, здания и создают магический мир, который сосуществует с реальным. При этом в городской фэнтези может быть не просто магия, а потусторонние силы, что роднит этот стиль с мистикой.

Голос жанра: «Невидимые, как улькомане для бещельцев, и наоборот. Прохаживаются по улицам, никем не замечаемые, но сами видящие оба города. По ту сторону Бреши. И кто знает, чем они занимаются? Строят секретные планы. Не сомневаюсь, на сайтах о теории заговоров до сих пор об этом спорят. Дэвид сказал, что собирается войти в него и исчезнуть» — «Город и город», Чайна Мьевиль

Что читать: «Город и город», Чайна Мьевиль; «Никогде», Нил Гейман; «Петербургские повести», Николай Гоголь

Что смотреть: «Сверхъестественное», «Секретные материалы», «Ворон»

Что играть: Vampires Masquerade: Bloodlines, Secret World, Persona 3

Продолжение следует…

5 0

Комментарии

, чтобы добавить комментарий

Snark
Не совсем понятно, что имеется в виду под "классической фэнтези", в чем ее отличие от тех же эпической или героической? И что делает "Ведьмак" в поджанре мифологической фэнтези?
Buttercup
Snark, "Автор статьи так видит" и "Вы не понимаете, как сложно классифицировать по одному признаку"
Buttercup
А вообще, интересно, читал ли автор статьи все то, что упоминает?

Я в комментариях к одной из предыдущих частей шутила, мол, как автор будет писать о фэнтези, оно же "бесцельное и бездуховное", но не ожидала, что все будет так грустно, в стиле "Читать Властелина Колец, смотреть Властелина Колец, читать Ведьмака, играть в Witcher'а"

"Город и город" Мьевиля - вообще не фэнтези. Там нет ни магии, ни "корней из  мифов и сказок", только оригинальная топология места действия.
"Хеллбой" - темное фэнтези? И где там победившее зло? Обычное супергеройское кино про бравых героев не без темного прошлого.

Лично я бы не отнесла "Американских богов" к мифологической фэнтези (к городской, скорее) и "Хроники Амбера" - к эпичной (за недостаточную эпичность - все события происходят внутри одного семейства, мир спасают изредка и случайно, борьбы бобра со ослом тоже нету, как такового)

И Секретные материалы - фэнтези? не, я понимаю, что научности там кот наплакал, но городская фэнтези?..
alfadog
Мное книги и авторы знакомы,и книги их прочитаны. Как ни странно,многие лгут ,что читали Толкиена,фильм,конечно более зрелищный. Но и книги хороши!
Buttercup, а к чему бы Вы тогда x-files отнесли?
Corwin
:)
Corwin
Пустые споры. Писатели пишут, остальные пытаются рассуждать о жанрах.
Snark
Buttercup, подпишусь под каждым словом
Snark
[USER=281]bsp01987[/USER], то есть автор вновь смешивает несколько классификаций (классическая и эпическая фэнтези - на основе "яркости", эпическая и героическая - по масштабу событий, городская - по месту и времени действия, мифологическая - по истокам сюжета) в одну. Стоит ли вообще тогда классифицировать, если все равно потом все смешивается в одну кучу? Что касается "Ведьмака", то не получается его соотнести ни с одним из Ваших определений. Для классической фэнтези он слишком мрачен и лишен четкого разделения на добрых и злых; для героической - слишком масштабны описываемые события (речь там идет, напомню, не только об охоте главного героя на монстров и его борьбе с могущественным магом, но и об охватившей весь обитаемый мир многолетней войне); для мифологической - слишком опосредованны связи сюжета с мифологией, причем отсылок в эпопее гораздо больше вовсе не к западно-славянским легендам, а к артуровскому циклу (сам пан Сапковский утверждал, что славянская мифология не создала достойных архетипов для фэнтези, а по поводу авторов "славянского фэнтези" очень ехидно прошелся в ряде критических статей - "Вареник", "Рука, нога, мозги на стене" и др.).
Snark
bsp01987, и, кстати, если уж  "Ведьмак" отнесен к мифологической фэнтези, то туда придется отнести всю массу произведений жанра, поскольку практически все они содержат элементы той или иной мифологии, если не прямо основаны на них (тот же Толкин - яркий тому пример). Если и найдутся исключения (возможно, "Горменгаст" Мервина Пика) то это будут именно исключения из общего правила.

Другие материалы редакции

Крампус — дьявольская противоположность Санта-Клауса

Крампус — дьявольская противоположность Санта-Клауса

03.12.2018 19:00:00

Мифическое существо, о которым вы, возможно, не знали.

1
Герои комикса «Пацаны»: кто есть кто

Герои комикса «Пацаны»: кто есть кто

29.11.2018 19:00:00

Зубодробительная антисупергеройская история от Гарта Энниса.

1
Джинны — жемчужина арабской мифологии

Джинны — жемчужина арабской мифологии

26.11.2018 18:00:00

Рассказываем о существах, которые проникли практически во всю современную культуру.

1