Различия между «Бегущим по лезвию» и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

13 ноября 2019
9735

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» считается одной из самых известных книг Филипа Дика. В ней автору удалось предвосхитить киберпанк и создать новаторскую, увлекательную и трогательную историю о будущем. Не менее знаменитой получилась и экранизация романа от Ридли Скотта, которая получила название «Бегущий по лезвию».

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить, какие ключевые отличия были между первоисточником и фильмом.

И в фильме, и в книге нам открывалось будущее: 21 век, в котором отгремела ядерная война. Из-за нее вымерло большинство животных, а человечество осталось жить лишь в крупных, но частично разрушенных городах. Однако в романе предыстория мира раскрывается более подробно. ООН начала активно пропагандировать переселение землян на Марс, и каждый эмигрант получал по личному андроиду — человекоподобному роботу, которых в «Бегущем по лезвию» прозвали репликантами. Они создавались, чтобы быть слугами, помощникам и «рабочими лошадками» человека, но срок их жизни составлял всего 4 года. Однако достаточно развитый интеллект наводил роботов на грустные мысли о том, как лучше провести остаток жизни. Некоторые убивали своих хозяев и сбегали, возвращаясь на Землю. В фильме их мотивация стала другой: репликанты были обижены на своего создателя за то, что он отмерил им так мало жизни.

На Земле за андроидами охотились специально обученные наемники. В фильме их прозвали бегущими по лезвию и сделали особым отделом внутри полиции. Там-то и работает главный герой Рик Декард.

По книге, Рик Декард был женат и обладал электроовцой, которую мечтал поменять на настоящее животное — они были редкими и очень дорогими, так что позволить их себе могли только состоятельные люди, питомцы которых показывали их высокий статус. Когда-то у Рика была настоящая овца, но она умерла от столбняка. Чтобы окружающие не заметили подмены, он приобрел электроовцу, как это часто делают. Поимка сбежавших андроидов — это возможность для Рика получить хорошие деньги и вновь приобрести себе настоящего питомца.

В «Бегущем по лезвию» такая биография героя остается за кадром. Рик просто делает свою работу, и сбежавшие репликанты — просто новое задания для бегущего по лезвию. Не вошел в фильм и тест Войт-Кампфа на эмпатию (который, впрочем, появился в сиквеле «Бегущий по лезвию 2049»).

В книге Филипа Дика описывались специалы — люди с ограниченным интеллектом, пригодные только для самой простой работы. В «Бегущем по лезвию» кого-то похожего можно увидеть на улицах города, но никакого участия в сюжете они не принимают. Не нашлось места и эмпатоскопам — устройствам, позволяющим человеку испытать любые эмоции, а также подключаться к виртуальному миру, где можно было получить что-то вроде «контакта с богом». Такая религия называлась мерсеризмом. В книге также упоминался модулятор настроения Пенфилда (названный в честь невролога Уайлдера Пенфилда). С помощью модулятора пользователь может выбрать себе настроение, набрав числовой код на панели устройства.

В «Бегущем по лезвию» репликантам удается убить своего создателя. Однако для Филипа Дика важной темой была безнаказанность, и глава корпорации Элдон Роузен — циничный и лицемерный человек — не испытывает никаких страданий, в отличие от остальных персонажей книги. 

Не вошел в фильм и важный диалог Декарда с Роузеном, в котором второй объясняет: если бы его корпорация не занималась совершенствованием андроидов, это сделал бы кто-то другой. Филип Дик невероятно убедительно показал, что андроиды похожи на людей больше, чем сами люди будущего. Машины эмоциональны, им интересен окружающий их мир, они задумываются над мирозданием и вынуждены страдать из-за своей природы. В то же время современные люди больше доверяют логике и разуму, вследствие чего сами напоминают машин.

***

Ридли Скотт честно признавался, что не читал роман Филипа Дика, когда брался за фильм. Сценаристы тоже обходились синопсисами или краткими содержаниями. Однако обе истории получились новаторскими и интересными. И вселенная «Бегущего по лезвию» хоть и не вобрала в себя многочисленные идеи Дика, но зато создала классический образ мрачного киберпанковского будущего, где высокие технологии соседствуют с «низким» уровнем развития общества.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Аудиокниги мая

Аудиокниги мая

07.06.2023 16:00:00

Что послушать из новенького

Какие книги ждать летом

Какие книги ждать летом

02.06.2023 12:00:00

Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом

Главные книги весны

Главные книги весны

30.05.2023 10:10:00

Подводим итоги весны, прежде чем окунуться в лето