«Горький» о «Нью-Йорке 2140» Робинсона и «Отказе всех систем» Уэллс

06 сентября 2019
1276

Критик Василий Владимирский ежемесячно обозревает для «Горького» новинки переводной фантастики, и на этот раз речь зашла об «Отказе всех систем» Марты Уэллс и «Нью-Йорке 2140» Ким Стэнли Робинсона. На русском языке книги вышли в августе.

Ким Стэнли Робинсон — «Нью-Йорк 2140»

Где новые утопии? Где позитивный образ мира будущего, принципиально отличающегося от нашего? Это любимая тема для брюзжания писателей-фантастов и публичных дискуссий на литературных фестивалях. Где «мир, в котором хочется жить»? Да вот же он! Ким Стэнли Робинсон последние пятнадцать лет, кроме утопий, кажется, вообще ничего не пишет. Но в «Нью-Йорке 2140» его эксцентричные идеи «как нам реорганизовать Рабкрин», то есть перестроить американское общество, нашли, пожалуй, наиболее четкое воплощение.

В этой книге К. С. Робинсон подходит к классическим образцам жанра настолько близко, насколько вообще возможно в современной художественной литературе — если не брать в расчет совсем уж радикальные (клинические) случаи. Действие романа, как понятно из названия, разворачивается в полузатопленном Нью-Йорке, на Земле, пережившей антропогенное глобальное потепление, таяние полярных шапок и стремительное повышение уровня мирового океана. Впрочем, с самыми катастрофическими изменениями пришлось столкнуться предыдущему поколению горожан: ньюйоркцы 2140 года уже привыкли жить в гидроизолированных небоскребах, на много этажей уходящих под воду, добираться на работу не по улицам, а по каналам, а свободное время проводить в тихих заводях. Цивилизация не только не рухнула, но даже получила новый стимул к развитию — особенно в области материаловедения, альтернативных источников энергии, транспорта и экологии. Для полного счастья осталось только добиться справедливого распределения ресурсов, повсеместно внедрить ответственное отношение к природе и взять к ногтю мироедов-олигархов, обложив рантье прогрессивным налогом до 99 %. То есть, по сути, установить кейнсианскую утопию — собственно, именно эти последние штрихи автор и наносит на страницах «Нью-Йорка 2140».

Марта Уэллс — «Отказ всех систем»

Киллербот — имя собственное. Точнее, прозвище, которое взял себе автостраж, биомеханический конструкт, главный герой серии Марты Уэллс. На первых же страницах он признается, что взломал блок управления, — но вместо того, чтобы убить всех людей, как советовал робот Бендер из «Футурамы», накачал из развлекательной Сети чертову уйму книг и сериалов и с головой погрузился в этот вымышленный мир. Киллербот буквально обращается к любителям фантастики: ребята, я, робот-убийца, на самом деле такой же, как вы, мне так же тяжело общаться с живыми людьми, проще уйти в телемыло, и чем фантастичнее, чем дальше от реальной жизни, тем лучше. Впрочем, этого автору показалось мало: в «Искусственном состоянии» появляется второстепенный герой по имени ГИК — чтобы снять последние вопросы, которые могут возникнуть у читателей.

Но хотя Киллербот постоянно твердит как заклинание, что на людей ему наплевать, что двуногие прямоходящие без перьев его только отвлекают и раздражают, на деле все не так просто. Первая повесть сборника построена как незамысловатый детектив: на планете у черта на куличиках кто-то пытается убить геологоразведочную группу, которую должен охранять главный герой. Автостраж вынужден оторваться от сериалов, раскрыть себя и признаться, что модуль управления взломан, чтобы спасти людей, которые проявили к нему сочувствие и симпатию, хотя мог поступить строго по инструкции, дать волю природной мизантропии и спокойно смотреть, как геологов крошат в капусту. В прошлом Киллербота, разумеется, есть жуткая тайна, она же психологическая травма, которая многое объясняет: когда-то он уже потерял контроль, превратился в настоящую машину-убийцу и перебил доверившихся ему людей. Теперь он боится повторения — хотя помнит события отрывочно, нечетко: после сбоя в программе ему частично стерли память. Во второй повести, «Искусственном состоянии», главный герой находит способ отправиться на место тех жутких событий, чтобы разобраться в произошедшем, — и нетрудно догадаться, что реальная картина сильно отличается от официальной версии.

Этот образ страдающего депрессией и повышенной тревожностью робота, не доверяющего самому себе, — главное достижение Марты Уэллс; склонность к мрачной иронии и статус «раба корпорации» только добавляют ему обаяния.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие новости в рубрике «Книги»

Анонс: «Башня Зеленого Ангела. Том 2» Тэд Уильямс

Анонс: «Башня Зеленого Ангела. Том 2» Тэд Уильямс

26.06.2023

Второй том финального романа знаменитого фэнтезийного цикла

«Альтернативная линия времени» Аннали Ньюиц в продаже

«Альтернативная линия времени» Аннали Ньюиц в продаже

23.06.2023

Путешествия во времени ради лучшего будущего

#Вмирекниг. Новинки фантастики. Выпуск #37

#Вмирекниг. Новинки фантастики. Выпуск #37

22.06.2023

Рассказываем о свежих новинках