Путеводитель по фантастике. Часть 6

19:00 27 Апреля 2017
5697

МИСТИКА

Мистика имеет дело с невероятными явлениями и существами: духами, призраками, древними чудовищами, культами, магическими обрядами. В отличие от фэнтези, где все это может быть вполне естественной частью мира, мистика предполагает, что есть какой-то тайный, скрытый уровень реальности. Герои, сталкиваясь с ним, не могут понять или объяснить его, он выглядит сверхъестественным, а оттого пугающим и интригующим.

Голос жанра: «Если хаос заполняет мир — а он заполняет, — и если есть какая-то добрая сила, которая хочет, чтобы мир выжил, тогда стабильность будет поощряться и вознаграждаться. Может, не все время. Но большую его часть» — «Город», Дин Кунц

Что читать: «Рога», Джо Хилл; «Город», Дин Кунц; «Морок над Иннсмутом», Говард Филипс Лавкрафт

Что смотреть: «Шестое Чувство», «Багровый пик», «Донни Дарко»

Что играть: Fahrenheit, Alan Wake, Silent Hill


РЕЛИГИОЗНАЯ ФАНТАСТИКА

Как и мистика, религиозная фантастика обращается к сверхъестественным существам и силам. Только здесь они явно религиозного происхождения. Например, герои могут заключить сделку с дьяволом или, наоборот, получить божественный дар. Если смотреть в сторону восточных религий и учений, то некоторые сюжеты берут за основу концепцию колеса Сансары, цикл смертей и перерождений.

При этом не стоит путать с научной фантастикой или фэнтези на религиозную тематику, в которых есть религиозные мотивы и рассуждения, но нет указания на конкретную религию.

Голос жанра: «А высоко над нами, на ослепительно белом облаке, служившем ему престолом, восседал господь бог ивесь сонм его ангелов. Я сразу узнал Азраила по его темному одеянию, Михаила — по мечу, а величавый ангел, издававший трубный глас, все еще стоял с трубою в воздетой руке» — «Видение страшного суда», Герберт Уэллс

Что читать: «Видение страшного суда», Герберт Уэллс; «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Что смотреть: «Адвокат дьявола», «Догма»

Что играть: Grim Fandango, Black & White


НАУЧНАЯ ФЭНТЕЗИ

На стыке научной фантастики и фэнтези появился такой жанр, как научная фэнтези. От фэнтези авторы берут волшебство и магический мир и, прямо как в научной фантастике, дают ему научное или квазинаучное объяснение. То есть в мире научной фэнтези волшебники могут метать молнии из рук не потому что обладают тайными знаниями, а из-за того, что научились подчинять электромагнитные поля. Также у авторов популярен такой сюжетный ход: мир пережил катастрофу, человечество откинуто назад в развитии, а все предыдущие достижения науки воспринимаются не иначе как магия.

Голос жанра: «Разница между непознанным и непознаваемым, между наукой и фантазией — это вопрос самой сути. Четыре полюса компаса — это логика, знание, мудрость и непознанное, оно же неведомое» — «Князь света», Роджер Желязны

Что читать: «Князь света», Роджер Желязны; «Человек, который мог творить чудеса», Герберт Уэллс

Что смотреть: «Звездные войны», «Ходячий замок»

Что играть: Torment tides of numenera


В мирах технофэнтези магия не объясняется научно, но существует вместе с развитыми технологиями. Они могут дополнять друг друга, например машины работают на магическом топливе, или же, наоборот, противопоставляться — техника убивает суть магии.

Получается, что стимпанк произведения, если в них присутствует волшебство, можно считать частным случаем технофэнтези.

Голос жанра: «Если вы желаете что-нибудь приобрести, — сказал я, — мы будем рады подробно рассказать вам, какое волшебство и где применяется, если применяется, при производстве тех или иных товаров, и кто из волшебников сделал их» — «Магия инкорпорейтед», Роберт Хайнлайн

Что читать: «Магия инкорпорейтед», Роберт Хайнлайн; «Операция «Хаос», Пол Андерсон; «Франкенштейн или современный прометей», Мэри Шелли

Что играть: ShadowRun


«СТРАННАЯ» ФАНТАСТИКА

«Странную фантастику» начали называть самостоятельным жанром относительно недавно. В английской терминологии этот жанр называют weird fiction, и, строго говоря, weird здесь переводится не просто как «странный», а как что-то среднее между «причудливым» и «извращенным». Авторы создают совершенно сюрреалистичные образы, замешивая их в фэнтези, научную фантастику и любые другие жанры. Сдабривают отсылками и аллюзиями в духе постмодернистов — и полученная смесь, вроде бы базирующаяся на других жанрах, даёт нечто совершенно новое и поэтому выделяется как отдельный жанр.

Голос жанра: «Изгибы и завитки, полуабсурдные складки и пучки тонких жгутов, из которых состояло это хищное создание, имели какое-то таинственное предназначение, подчинялись законам неземной, непостижимой для человека симметрии» — «Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль

Что читать: «Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль; «Шрам», Чайна Мьевиль; «Посольский город», Чайна Мьевиль

Что играть: Planescape Torment

6
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Западные критики о романе «Радость, словно нож у сердца» Стивена Эриксона

Западные критики о романе «Радость, словно нож у сердца» Стивена Эриксона

18.10.2019 17:00:00

Оригинальная научная фантастика с социальным посылом.

1
Что почитать про клонов: 3 фантастических романа

Что почитать про клонов: 3 фантастических романа

16.10.2019 19:00:00

Научная фантастика на тему клонирования.

1
Какое фэнтези почитать любителям политических интриг?

Какое фэнтези почитать любителям политических интриг?

23.09.2019 19:00:00

Придворные интриги и махинации в фэнтезийных произведениях.

1