Современные классики фантастики
Кто настоящие классики фантастики? Первыми на ум, вероятно, приходят авторы золотого века — Азимов, Кларк, Хайнлайн и многие другие. Но есть среди ныне живущих писателей — те, кого можно поставить в один ряд с ними. Те, кто творит уже десятки лет, кто стоял в основе жанровых течений и задавал моду. О них мы сегодня и поговорим.
Нил Стивенсон
Нил Стивенсон начинал свою писательскую карьеру в 80-х годах. Первые две книги прошли незамеченными для публики, и начинающий автор подумывал взять псевдоним — под Стивенсоном его почти не читали. Все изменил роман «Лавина», вышедший в 1992 году. Он ознаменовал начало посткиберпанка — направления, пришедшего на смену классическому киберпанку.
Следующий роман, «Алмазный век», принес Стивенсону премии «Хьюго» и «Локус». Книга рассказывала о мире XXII века, где человечество изобрело нанитов — мельчайшие колонии частиц, способных лечить, защищать, атаковать и менять людей.
Затем практически все книги автора становились событиями не только для любителей фантастики, но и для литературы в целом. Вероятно, играет свою роль и то, что Стивенсон — не очень-то и «жанровый» писатель. Каждое его новое произведение интригует по-своему, везде он смешивает жанры и поднимает разные темы. В то же время поклонники автора не сомневаются, что любая новая его книга будет интеллектуальной, сильной и многогранной.
Нил Стивенсон изучал программирование, криптографию, лингвистику. Он является большим поклонником фехтовального боя и холодных видов оружия. Он работал в компании Джеффа Безоса Blue Origin, часто общался с учеными, астронавтами. В 2018 году автор был награжден премией Роберта Хайнлайна, присуждаемой за «выдающиеся опубликованные работы в научной фантастике и технических трудах, которые вдохновляют людей на исследование космоса».
Ким Стэнли Робинсон
Ким Стэнли Робинсон начал писать в студенческие годы в 70-х годах и на протяжении десяти лет сочинял только рассказы. Некоторые из них нашли признание критиков, например, за «Черный воздух» автор получил «Всемирную премию фэнтези».
Но большую известность Робинсону принесли ромны. Он дебютировал с трилогией «Орандж», каждый роман которой рассматривает разные сценарии будущего — во всех случаях Робинсон описывал будущее своего родного округа в Калифорнии.
Главной «визитной карточкой» автора и самой нашумевшей его работой стала трилогия «Красный Марс». В ней автор детально и очень обстоятельно рассмотрел освоение планеты первыми колонистами, последующее терраформирование и обретение независимости от Земли. Первый роман трилогии часто в шутку называли главным пособием для колонистов.
В основе книг Робинсона не только наука (хотя зачастую и ее там предостаточно), но и социокультурные и этические вопросы. Автор использует самые разные сеттинги и сценарии, чтобы поговорить о социальных темах. В романе «Годы риса и соли» автор показал альтернативную историю, в которой от чумы умерло 99% населения Европы, а главной мировой державой стал Китай. В «Нью-Йорке 2140» автор показал мир будущего, в котором уровень мирового океана заметно поднялся, а жизнь осталась лишь на верхах высотных зданий и водном транспорте. В «Красной Луне» показано освоение Луны — и вместе с тем сюжет приправлен напряженным политическим триллером. В «Авроре» Робинсон блестяще рассказал историю полета длиной в 160 лет и акцентировал внимание на том, какое общество сформируется на корабле по ходу миссии.
Робинсон — многократный обладатель «Хьюго», «Локуса», «Небьюлы», Британской премии научной фантастики и множества других наград. Его новые истории то и дело попадают во внимание прессы, а трилогию «Красный Марс» уже неоднократно подумывали экранизировать.
Грег Бир
За свою жизнь Грег Бир успел поработать художником, журналистом, выступал научным консультантом НАСА и Microsoft, вел лекции в Академии ФБР. Он также выступал одним из основателей San Diego Comic-Con, а еще работал над мультимединйыми вселенными — например, Star Wars и Halo. И все это время он писал книги, многие из которых уже вошли в золотой фонд фантастики.
Еще в начале 90-х годов Бир затрагивал темы и идеи, которые до сих пор пользуются большим вниманием: развитие искусственного интеллекта, наноботы, коррекции личности и модификация тела. А ведь на тот момент все это было новшеством — недаром за свою прозорливость вкупе с талантом Бир выиграл «Хьюго», «Небьюлу» и другие жанровые премии.
Писатель работает преимущественно в твердой научной фантастике, причем зачастую описанные им миры по-визионерски причудливы и необычны. Одной из наиболее ярких его историй считается «Королева ангелов», рассказывающая об утопичном на первый взгляд будущем. В центре сюжета — серия убийств, которую внезапно совершает прославленный поэт, и герои, которые, каждый по собственным мотивам, пытаются разобраться, почему это произошло.
Уильям Гибсон
Роман «Нейромант» Уильяма Гибсона стал родоначальником киберпанка, а самого автора окрестили «отцом киберпространства». В последующие годы он посвятил немало книг киберпанковскому течению, а рассказ «Джонни-мнемоник» даже получил экранизацию.
Гибсона отличало то, что он не просто привнес в фантастику идею о каких-то новых технологиях — напротив, автор слабо был знаком с работой компьютера, и описанное им киберпространство чаще подкупало абстрактными образами. Но еще важнее, что Гибсон вместе со Стерлингом стояли во главе этакого «протестного» литературного движения, зачастую по-новому рассматривая фантастику или показывая через нее пороки нашего реального мира.
Гибсон также попробовал себя в комиксах, выпустив «Архангела». Совсем недавно на русском языке вышел сборник статей Гибсона «Я больше не верю курсиву», в котором он размышляет на разные актуальные темы.
Лю Цысинь
Лю Цысинь у себя на родине считается одним из «генералов китайской фантастики». Наука сопутствовала его жизни практически с детства, и потому неудивительно, что почти во всех своих произведениях Лю рассматривает интересные научные теории. Он также был большим любителем фантастики и читал Хайнлайна, Кларка, Азимова и Жюля Верна во времена, когда в Китае с подобного рода литературой были проблемы.
По-настоящему «прогреметь» фантасту удалось в 2006 году, когда в Китае увидела свет «Задачи трех тел» — первый роман грандиозной трилогии «Воспоминания о прошлом Земли». С тех пор Лю Цысинь стал считаться флагманом китайской фантастики. Немногим позже, в 2008 и 2010 годах соответственно, вышли романы «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти». Книга захватила внимание не только студентов и школьников (основных читателей НФ в Китае), но и, например, ИТ-специалистов: на форумах массово спорили о таких идеях трилогии, как «Теория темного леса» (ответ автора на парадокс Ферми) или пространственные парадоксы. На основе истории Лю Цысиня космолог и исследователь теории струн Ли Мяо выписал книгу «Физика "Задачи трех тел"».
Спустя 7 лет после выхода «Задачи трех тел» американский фантаст китайского происхождения, Кен Лю, перевел роман на английский, и с того момента произведение Лю Цысиня начало греметь во всем мире. Книга была номинирована на все три главные мировые награды: «Хьюго», «Локус» и «Небьюла». Роман победил завоевал только «Хьюго» (и тем самым Лю стал первым азиатским автором, получившим эту премию), зато в 2017 году третья часть трилогии «Вечная жизнь смерти» взяла «Локус».
Другие произведения Цысиня тоже пользуются спросом и популярностью. Его экранизация «Блуждающая земля» вырвалась в мировой прокат с отличными показателями, а книги автора продолжают выходить на европейских языках. Саму «Задачу трех тел» жаждали экранизироват несколько студий — сейчас по ней готовят сериал на Netflix, также адаптацию планирует выпустить китайская студия Yoozoo Pictures.
Читайте также:
Другие материалы редакции
Какие книги ждать летом
Наши фантастика и фэнтези, которые выйдут уже этим летом