Гнев Алана Мура: конфликты, критика, провокации

26 Октября 2020
1125

Алан Мур по праву считается одним из самых влиятельных и известных авторов комиксов. Он работал в английских «андеграундных» журналах 1970-х, плодотворно сотрудничал с Marvel и DC, а затем обратился к тому, с чего начинал — самобытным и неформальным комиксам.

«Хранители», «V — значит Вендетта», «Лига выдающихся джентльменов», «Провиденс» — сценарист создал огромное число сильных, глубоких и уникальных историй, которые потрясли даже многих противников комиксов и стали культовыми произведениями.

Сам Алан Мур — личность сложная и загадочная. Он не гонится за популярностью и деньгами, Муру важен сам процесс созидания. Но он также известен своими резкими высказываниями в отношении самых разных сфер жизни, нередко ссорился с представителями киноиндустрии и коллегами по цеху. Сегодня мы вспоминаем самые «гневные» стороны Алана Мура.

Алан Мур

Ненавидит экранизации собственных произведений

Алан Мур не принял ни единую экранизацию собственный творений. Если точнее, он вообще не смотрит снятые по его творчеству фильмы. Он раз и навсегда попросил вычеркнуть его из титров и отказался от гонораров: в случае с «Хранителями», например, Мур попросил отправлять отчисления Дэйву Гиббонсу и другим художникам, работавшим над комиксом. А ведь Зак Снайдер экранизировал «Хранителей» чуть ли не покадрово, но все равно не угодил создателю.

Вещи, которые мы придумали для „Хранителей“ на бумаге, превращаются в откровенный ужас, если пытаться интерпретировать их с помощью кино. Пока линии на& бумаге, читатель сам контролирует опыт, для него это живые картины. И это дает нужную дистанцию. Но все получается по-другому, когда вас волокут сквозь них со скоростью 24 кадра в секунду.

Алан Мур

Впрочем, порой голливудские версии приводили новых читателей к комиксам, на которых те основаны. Лучшим примером может служить «Из ада» — комикс с самого начала сопровождали проблемы с производством и распространением. Однако после релиза одноименного фильма его продажи подскочили сначала в десятки, а затем и в сотни раз. Другие фильмы, вроде «Хранителей» или «Вендетты», и вовсе были признаны критиками и зрителями весьма достойными, несмотря во ворчание Мура.

Она сказала: «Да, мы тут пришлем тебе до конца года кучу денег, потому что сейчас снимают фильм с Киану Ривзом про твоего персонажа — Константина». А я ответил: «Так, ладно. Хорошо. Ну, убирайте мое имя и делите деньги между художниками». И подумал: «Да, это было непросто, но я справился и неплохо себя чувствую». Потом я встретился с Дэвидом Гиббонсом, с которым писал «Хранителей», а он говорит: «О, Алан, угадай, что: снимают фильм по «Хранителям». А я отвечаю, со слезами на глазах: «Убери с него мое имя, Дэвид (всхлип). Бери все деньги». И тут я получаю чек за «V значит вендетта». И все за три дня!»

Алан Мур

С годами неприязнь Мура к различным экранизациям только усилилась. Наученный опытом, он уже не соглашается на новые предложения представителей кино — по крайней мере, в тех случаях, когда права на комиксы принадлежат ему, а не издательству.

Нам что, нужны еще хреновые фильмы? Вроде их и так хватает. Тогда как 10 миллионов долларов могут прекратить гражданские бунты на Гаити. И все равно книги лучше.

Алан Мур

Алан Мур

Ненавидит индустрию комиксов

До восьмидесятых комиксы считались мимолетным развлечением, их читали один раз, потом выкидывали или меняли на другие. Алан Мур это понимал, но все равно стремился создать истории другого уровня, которые требовали глубокого погружения или даже второго прочтения.

Сюжеты таких комиксов безумно закручены… не имеют никакого отношения ни к чему, кроме самих себя… Вода, вода, вода, вода, вода — как будто не комикс, а какое-то болото, и читается очень часто так же.

Алан Мур

Даже во времена работы на Marvel и DC Алан Мур переосмыслял известных персонажей. Кризис среднего возраста, экономическая реальность, насилие и политика — типичные темы, которые сценарист интегрировал в комиксы. Для него комиксы были лишь способ донести его идеи до людей. Супергеройские комиксы стали проводниками сложных историй, приправленных социальными комментариями. Кроме того, Мур не чурался деконструкции жанровых клише и исследований абсурдной непрактичности жизни супергероя.

Насколько я люблю жанр, настолько же презираю отрасль. Я всегда до известной степени презирал ее, но после всего абсурда с фильмами в последние годы я убедился, что эта индустрия отравлена и не развивается. Когда-то я чувствовал себя частью движения, которое хотело превратить комиксы в нечто ценное для культуры, но больше я не ощущаю такого родства.

Алан Мур

Магия слова

В нулевых Мур порвал со многими знакомствами, разругался с Голливудом и DC. Он давно сторонится внимания общественности и крупных издательств комиксов и голливудских киностудий. И предпочитает не отвечать на звонки из Нью-Йорка или Голливуда, которые могут принести ему миллионы.

По сути, в 2010-х Мур сосредоточился на самобытных историях вроде  «Провиденса», написал знаковый роман «Иерусалим», закончил «Лигу выдающихся джентльменов» и выпустил множество других проектов. Осенью 2020 года Мур дал новое интервью, в котором очередной раз прошелся по индустрии комиксов и супергероике.

Когда я пришел в эту индустрию, меня привлекла их вульгарная атмосфера, в которой создавались развлечения для людей из рабочего класса, особенно детей. Индустрия изменилась, теперь это «графические романы», они полностью рассчитаны на аудиторию среднего класса. Ничего против среднего класса не имею, но комиксы не печатались ради хобби людей среднего возраста. Они были для малоимущих людей.

Большинство людей сейчас приравнивают комиксы к фильмам о супергероях. И для меня принять это сложно. Я не видел фильмов о супергероях со времен выхода первого фильма Тима Бертона о Бэтмене. Они разрушили кинематограф, а также в некоторой степени испортили культуру. Несколько лет назад я говорил: если сотни тысяч взрослых выстраиваются в очереди, чтобы увидеть персонажей, созданных 50 лет назад для развлечения 12-летних мальчиков, то это действительно тревожный звоночек. Это, казалось, было своего рода желанием сбежать от сложностей современного мира, вернуться к ностальгическим переживаниям детства. Опасная штука. Население впало в инфантильность.

Алан Мур

Ненавидит Гранта Моррисона

Алан Мур и Грант Моррисон

Грант Моррисон — еще один «титан» индустрии комиксов. Для многих читателей его вклад в культуру не уступает Муру. Примечательно, что оба творца родом из Британии, оба обрели известность в восьмидесятые, оба «практикуют магию» и верят в собственных выдуманных богов.

Формально конфликт начался, когда Моррисон в одном из интервью заявил, что в работах автора «Хранителей» часто насилуют женщин и издеваются над меньшинствами. В ответ Мур выпустил огромную статью с обвинениями в плагиате, в ответ на что Моррисон дал свой ответ.

Я читаю работы Моррисона дважды: впервые — когда я пишу их, затем — когда он.

Алан Мур

Страничка комикса

Алан Мур пользовался тем, что завоевал признание на несколько лет раньше, Моррисон, в свою очередь, не раз упоминал, что на ранних порах Мур наоборот хвалил его работы во время личных встреч. Сам Моррисон заявил, что на самом деле стал профессиональным сценаристом раньше Мура, и это легко проверить по публикациям.

Впоследствии оба творца неоднократно поливали друг друга грязью. Моррисон, например, подробно рассказал о своей давней нелюбви к «Хранителям», Мур же критиковал «Лечебницу Аркхем» и другие истории оппонента.

Война авторов разразилась нешуточная, и в ней видно немало идеологического. Мур порвал с индустрией мейнстримных комиксов, а Моррисон ее возглавил. Мур под практикуемой им магией воспринимает силу влияния на вселенную, в то время как Моррисон ссылается на конкретную Магию Хаоса. 

***

Алан Мур — неоднозначная фигура. Из некоторых его высказываний и интервью может сложиться мнение, что иногда он жестко критикует что-либо (или кого-либо) только оскорбления ради. Он образцовый нонконформист, которого не заботит мнение общественности, но при этом Мур последователен, и лучше всего раскрывает собственные убеждения и взгляды на мир через творчество. И именно творчество, бесспорно, делает Мура столь великой фигурой, которая может позволить себе то, что не могут другие.

Читайте также:

Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
1
Только авторизованные пользователи могут участвовать в голосовании
0

Другие материалы редакции

Что такое темный меч из «Мандалорца» и как он появился?

Что такое темный меч из «Мандалорца» и как он появился?

26.11.2020 19:00:00

История необычного меча, которым владели Визсла, Дарт Мол, Бо-Катан

Главные книги осени от fanzon

Главные книги осени от fanzon

20.11.2020 18:40:00

Подводим итоги уходящего сезона.

1
Кто в «Семерке» главный негодяй?

Кто в «Семерке» главный негодяй?

13.11.2020 18:50:00

Рейтинг суперов из вселенной «Пацанов» — от лучшего к худшему.

1